Попробуйте впрячь в сани танк.
(Оффтоп)
Цитата:
Трудно было человеку...
...
Потому, что не изведал
Всех достоинств колеса,
Колеса.
«Песенка велосипедистов»
ivanhabalin
А автомобиль? Или паровоз?
Подумать надо.. .
(Оффтоп)
Главное достоинство колеса:
в большинстве случаев величина трения качения существенно меньше величины трения скольжения.
Отсюда правило — квадратное кантуй, круглое кати.
Примечание:
Хотя ноги можно считать разновидностью колеса, но при ходьбе основную роль играет трение покоя. Если встать на лыжи или на коньки, то основную роль будет играть трение скольжения. В некоторых случаях это бывает полезно.
Катящееся колесо испытывает и трение качения, и трение покоя. Не забываем, что точка опоры колеса неподвижна относительно земли. Иногда вместо трения покоя может возникать трение скольжения — колёса буксуют.
У ведомых колёс трение скольжения можно не принимать во внимание — они не буксуют, если, конечно, не заторможены. Некоторое значение трение скольжения может играть роль при поворотах колеса.
У ведущих колёс трение скольжения играет важную роль. Они могут буксовать, если будет слабое сцепление с дорогой.
Как работает ведущее колесо.
Здесь полезно будет рассмотреть работу инвалидной коляски. Инвалид руками (вращает, давит на) толкает колесо в направлении движения...
Но прежде разберём сходную работу каное с одним веслом.
http://dragonbts.ucoz.ru/_tbkp/greblya/34.jpgЛодка получает движение в результате действия силы реакции воды на лопасть весла (Rл), возникающей вследствие приложения гребцом силы к веслу (Fл). Каное движется вправо под действием силы (Rл).
Мы можем закрепить весло в уключине в точке приложения силы (Fхв.т.р). От этого ничего не изменится, но освободится одна рука, и мы можем закрепить ещё одно весло в уключине на другом борту. Получится гребная лодка. Можно будет грести обеими руками.
Гребец опирается (упирается) на лодку, а не на воду. Ему не нужна иная точка опоры (которую безуспешно искал Архимед
).
Теперь заменим вёсла на колёса — получим инвалидную коляску.
Здесь сила тяжести не создаёт движущей силы (в отличие от ситуации с ногами или с "беличьим колесом"). То есть проекция силы тяжести не выходит за пределы опоры.
В паровозе, электровозе, автомобиле, в танке движитель — ведущие колёса приводятся во вращение не руками, а передаточным механизмом от двигателя.
У двигателя неподвижная часть скреплена с машиной, а подвижная часть отталкивается-притягивается к ней. Движение подвижной части двигателя передаётся передаточному механизму.
Как правило, колёсному движителю нет необходимости упираться, достаточно силы трения покоя. Но при необходимости на колёсах (или на гусеницах) могут быть размещены грунтозацепы.
-- 24.12.2012, 06:07 --(Оффтоп)
Всё дело в силе трения-покоя.
А у саней сила трения какая? (Чёрт, ну нельзя же настолько прямо подсказывать...)
Ничего не понял.
Если Вы намекаете на отсутствие у саней трения покоя, то Вы неправы. Замените сани телегой — получите и качения, и покоя с разными коэффициентами.