Господа
tvman и
Someone.
Формула Бернулли содержит три слагаемых.
Цитата:
Первое — динамическое (скоростное) давление.
Второе — весовое давление.
Третье — статическое давление.
Имеются два потока воздуха — от вентилятора, и вдоль паруса.
"Весовое давление" равное

(где

может быть выбрано равным высоте над уровнем моря). Приборами оно не измеряется, на физические тела не действует. Оно выражает потенциальную энергию элемента воздуха относительно произвольно выбранного уровня.
Статическое давление в данном случае равно атмосферному, т.к. струи безнапорные — свободная (от вентилятора) и полусвободная (вдоль паруса). Измеряться может пьезометрической трубкой (пьезометром) или анероидом. Тут нюанс. Анероид показывает давление относительно вакуума. Пьезометр же показывает избыточное давление относительно атмосферного. В данном случае (т.к. струи безнапорные) избыточное давление равно нулю.
Динамическое (скоростное) давление направлено вдоль вектора скорости потока, и на параллельные потоку поверхности не действует. Измеряться может трубками Пито.
Рисунок для наглядности:

На рисунке буквой
П обозначены пьезометрические трубки. Торец их параллелен потоку.
Буквой
С обозначены трубки Пито. Торец их перпендикулярен потоку и направлен навстречу потоку.
И давайте наконец ответим на вопрос чему равно давление в точке соприкосновения воздушного потока с парусом? И может ли оно быть больше атмосферного ? :)))) (динамическая составляющая в этой точке равна нулю, надеюсь это всем очевидно?)
Давление на парус, в том месте где поток воздуха от вентилятора набегает на парус, равно динамическому (скоростному) давлению набегающего потока.
Давление это является избыточным по отношению к атмосферному, и может изменяться от нуля до некоторого максимума. Максимум зависит от мощности вентилятора, и может быть как меньше атмосферного, так и больше.
Впрочем, я таких вентиляторов не знаю. Например, максимальное статическое давление развиваемое шахтными вентиляторами не превышает 8 000 Па. Сравни с атмосферным давлением 100 000 Па. Правда компрессоры могут развивать давление многократно больше атмосферного. Но если вентил
ятор выдаст давление равное атмосферному, то из шахты выдует всё — и людей, и многотонные механизмы.
парус плоский и жёсткий. Пусть вентилятор дует в парус, и пусть, как утверждаетhvost_soroki, давление потока на парус всюду равно атмосферному. Пусть парус внезапно стал гибким и растяжимым. Что, парус так и останется плоским?
Я такого не утверждал!
Повторяю, что растекающаяся по плоскому парусу струя не будет оказывать давления (напора) на парус, а давление будет создавать атмосфера (струя это часть атмосферы), и поэтому давление на парус в тех местах, где растекается поток будет равно атмосферному. Просто атмосферное давление не позволяет струе оторваться ("отразиться") от паруса.
Если парус станет гибким и растяжимым, то (как говорит капитан очевидность) под действием скоростного давления (напора) он станет вогнутым.