2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 13  След.
 
 Re: Использование технических средств в преподавании
Сообщение11.10.2012, 14:22 
Аватара пользователя


11/06/12
10390
стихия.вздох.мюсли
У нас в БГУ, в главном корпусе, где обучаются мехмат и ФПМ, найдётся немного аудиторий с большими экранами. Но. В любую аудиторию можно принести ноутбук, проектор и закрыть одну створку доски, освободив кусок белой стены. Всё, проблем нет ;-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Использование технических средств в преподавании
Сообщение11.10.2012, 14:24 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
xmaister в сообщении #629402 писал(а):
Это очень даже не плохо. Какая разница где будет написан поток математического тескта, надоске или на слайдах? Например, Миша Вербикий на все, кроме первой лекции, приходил со слайдами да с раздаточным материалом ну и на доске иногда пишет. Очень даже неплохо усваивается, вроде как


Отлично! У нас в теме есть также мнение студента, позитивно относящегося к презентациям! Будем надеяться, что плюрализм мнений обеспечит объективность.

-- Чт окт 11, 2012 14:26:15 --

Aritaborian в сообщении #629503 писал(а):
В любую аудиторию можно принести ноутбук, проектор и закрыть одну створку доски, освободив кусок белой стены. Всё, проблем нет ;-)


Вот и мне также говорят, когда я такую тему поднимаю на кафедре. Но ведь количество переносных проекторов - тоже ограничено! Как быть?

-- Чт окт 11, 2012 14:28:13 --

profrotter в сообщении #629455 писал(а):
По моим наблюдениям у нас склонность к презентациям присуща в основном молодым девушкам-экономисткам и гуманитариям


:lol: Вы забыли ещё сюда добавить преподавателей БЖ, экологии и смежных дисциплин.

 Профиль  
                  
 
 Re: Использование технических средств в преподавании
Сообщение11.10.2012, 14:35 
Аватара пользователя


11/06/12
10390
стихия.вздох.мюсли
Shtorm в сообщении #629505 писал(а):
Но ведь количество переносных проекторов - тоже ограничено! Как быть?
На мехмате БГУ такой проблемы не замечал ;-) У вас, видимо, всё сложнее :-(
Shtorm в сообщении #629505 писал(а):
По моим наблюдениям у нас склонность к презентациям присуща в основном молодым девушкам-экономисткам и гуманитариям
Смешно, но на том же самом мехмате БГУ наибольшую склонность к презентациям имеет преподаватель предмета под названием «Компьютерная математика».

 Профиль  
                  
 
 Re: Использование технических средств в преподавании
Сообщение11.10.2012, 14:37 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
profrotter в сообщении #629455 писал(а):
презентации и прочее нужны там, где раньше были нужны плакаты, на которых был сложный и(или) громоздкий рисунок, выполнение которого на доске и в тетради требует много времени либо затруднительно. В таких случаях в дополнение к лекциям делался альбом рисунков и схем, которые студенты могли взять в библиотеке и иметь доступ к ним при самостоятельной проработке лекций. Нынче, я предполагаю, после смены слайда студенты его фотографируют с экрана.


Верно! По математике яркие примеры - это построение эллипсоидов, параболоидов, гиперболоидов, их сечений, пересечений и т.д и т.п. Альбомы и схемы в библиотеке это хорошо, если они есть конечно там. (У нас по вышеперечисленным нет). Но представьте: на большом экране эллипсоид во всей своей красе! Причём его можно поворачивать под разными углами, делать различные сечения и убирать, и т.д. А в розданных лекциях у студентов это всё есть. И преподаватель только объясняет студентам, а они слушают и вникают.

-- Чт окт 11, 2012 14:38:49 --

Aritaborian в сообщении #629508 писал(а):
Shtorm в сообщении #629505 писал(а):
По моим наблюдениям у нас склонность к презентациям присуща в основном молодым девушкам-экономисткам и гуманитариям
Смешно, но на том же самом мехмате БГУ наибольшую склонность к презентациям имеет преподаватель предмета под названием «Компьютерная математика».


Цитатата не мне принадлежит, а profrotter :-) Кстати, в компьютерной математике - презентации просто необходимы!

-- Чт окт 11, 2012 14:43:12 --

longstreet в сообщении #629464 писал(а):
Вообще, на конференциях иногда не плохо усваивается материал (я так заметил), а там всё на слайдах


В большинстве случаев, все математические выкладки на конференции на слайдах проходят мимо сознания :lol: Хорошо ещё, если у слушателей в голове остаётся чётко сформулированная проблема, освещаемая в докладе и выводы в конце.

 Профиль  
                  
 
 Re: Использование технических средств в преподавании
Сообщение11.10.2012, 14:46 
Модератор
Аватара пользователя


16/02/11
3788
Бурашево
Shtorm в сообщении #629512 писал(а):
Но представьте:
Я по другому представляю: есть сайт дисциплины, на котором каждый студент может и после лекции посмотреть на все эти красивые эллипсойды. Надо учитывать современное состояние дел.

Я возражал против той ситуации, когда вся лекция превращается в просмотр слайдов или аннимаций. А такая крайность, к сожалению, встречается.

 Профиль  
                  
 
 Re: Использование технических средств в преподавании
Сообщение11.10.2012, 14:55 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
profrotter в сообщении #629514 писал(а):
Я возражал против той ситуации, когда вся лекция превращается в просмотр слайдов или аннимаций. А такая крайность, к сожалению, встречается


Тогда давайте разберём вот какой момент:

Лектор показывает презентацию, рассказывает и доходит до вывода формулы. Берёт в руки мел и начинает выводить. А перед каждым студентам лежит распечатка этой лекции, либа электронный планшет с этой лекцией в электронном варианте. И в распечатке, не менее подробно представлен вывод этой формулы. Не теряется ли смысл тогда лектору выводить эту формулу на доске?

 Профиль  
                  
 
 Re: Использование технических средств в преподавании
Сообщение11.10.2012, 15:46 
Модератор
Аватара пользователя


16/02/11
3788
Бурашево
Shtorm в сообщении #629519 писал(а):
Лектор показывает презентацию, рассказывает и доходит до вывода формулы. Берёт в руки мел и начинает выводить. А перед каждым студентам лежит распечатка этой лекции, либа электронный планшет с этой лекцией в электронном варианте. И в распечатке, не менее подробно представлен вывод этой формулы. Не теряется ли смысл тогда лектору выводить эту формулу на доске?

profrotter в сообщении #629455 писал(а):
У преподавателя есть одна трудно формализуемая функция: помимо всякого рода объяснений преподаватель всеми своими действиями при подаче материала должен вселить в учеников веру в человеческие силы и в силу разума, велением которого прямо на их глазах посредством рук преподавателя и мела рождается глубокое понимание законов природы. Никакими заранее заготовленными картинками и кусками текста нельзя заменить тот самый тонко осязаемый эффект прозрения, когда даже самая шумная аудитория вдруг затихает...

 Профиль  
                  
 
 Re: Использование технических средств в преподавании
Сообщение11.10.2012, 19:36 
Заслуженный участник


20/07/09
4026
МФТИ ФУПМ
longstreet в сообщении #629394 писал(а):
Ну представьте, что вдобавок к пятистраничному текстовому описанию работы каких-то органов человека, например, артикуляционного аппарата, вам покажут картинку или даже видео

Ну давайте посмотрим.
Гугл "органы человека", картинки - первая картинка.
Отличная вещь, если лежит перед вами (с легендой) в учебнике, в методичке, висит на плакате у доски, делает еще что угодно.
В презентацию это не впихнуть. Никак. Во-первых, эта картинка, как и большинство всех приличных картинок имеет ориентацию, противоположную ориентации слайда. Во-вторых, никакой слайд нельзя "перегружать" информацией, потому что не видно, потому что негде, потому что гладиолус.
Основной недостаток любой презентации - это и Shtormу ответ - это катастрофически низкая плотность подачи информации по сравнению с рукописным текстом, устной речью, и, конечно же, печатным изданием. Причем не только слов, терминов и формул. Если презентация целиком состоит из картинок - то плотность графической информации опять же минимальна.
Shtorm в сообщении #629498 писал(а):
Nemiroff, вот Вы нам скажите, какие недостатки присутствуют в тех презентациях, которые Вы имели "счастье" лицезреть?

А, вот еще. Ладно, если препод вывалил на слайд то, что он не может написать. Просто на белый слайд.
Куда хуже, когда люди непонятно зачем пытаются добавить "красоты".
Я видел презентации, на которые больно смотреть в прямом смысле. Ну например, фон ярко-лиловый. Подложка под картинки и формулы, ага.
Munin в сообщении #629413 писал(а):
Сравните, например, страницу плотного текста выкладок и страницу плотного текста латинских названий. Выкладки можно объяснить, и в случае чего попытаться восстановить, а латинские названия, стоит сделать одну описку, даже гугль не поможет.

Я всеми руками за раздаточный материал, таблицы, рисунки и прочее. Вот только делают вместо этого презентации.
Еще в школе на уроке биологии был такой огромный плакат с "человеком в разрезе". С задних парт было не прочесть все, поэтому на переменке подходил и читал легенду. На слайд это непереносимо.
Shtorm в сообщении #629498 писал(а):
А в МФТИ наверно не только задачки задают, но и доказательства теорем, свойств и т.д. - следовательно студент должен что-то писать, выводить на листочке - вот и идёт отработка моторной памяти.

Бывает. Только такие упражнения не заменяют записывание лекции за лектором. Пока пишешь лекцию, думаешь, осознаешь непонятные места, делаешь пометки в сложных местах по науськиванию лектора. Короче, писать приятнее. Но это может быть, мой личный загон.
Shtorm в сообщении #629512 писал(а):
Но представьте: на большом экране эллипсоид во всей своей красе! Причём его можно поворачивать под разными углами, делать различные сечения и убирать, и т.д. А в розданных лекциях у студентов это всё есть.

Это уже не презентация.
Shtorm в сообщении #629519 писал(а):
Не теряется ли смысл тогда лектору выводить эту формулу на доске?

Не, profrotter прав, что-то есть в прямом получении результата у тебя на глазах. Это цепляет.

Ну, как я понял, либо мне доставались плохие презентации (или я не так понимаю слово), либо всем остальным (кроме profrotterа) - хорошие, что менее вероятно.

Вот еще одна претензия: когда я вижу на паре квадратов стены количество информации, которое я способен усвоить секунд за 5-10, но которое повторяется преподавателем слово в слово со слайда, где-то внутри зарождается чувство, что меня считают идиотом.

 Профиль  
                  
 
 Re: Использование технических средств в преподавании
Сообщение11.10.2012, 19:44 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
Nemiroff, итак Ваши основные претензии, ка я понял, состоят в основном из двух пунктов:

1. Малая информативность отдельно взятого слайда.

2. Яркие кричащие тона фона и обрамления

Так?

Касательно вращающегося эллипсоида и того, что это уже не презентация: в любую презентацию можно подключить видеоролик и там сделать любую наглядную анимацию .

 Профиль  
                  
 
 Re: Использование технических средств в преподавании
Сообщение11.10.2012, 19:54 
Заслуженный участник


20/07/09
4026
МФТИ ФУПМ
Shtorm в сообщении #629625 писал(а):
1. Малая информативность отдельно взятого слайда.

Всегда присуствует. Вообще я сперва не понимал, что меня бесит в презентациях, просто что-то раздражало. Потом прочел Эдварда Тафти и стал фанатиком. :mrgreen:
Shtorm в сообщении #629625 писал(а):
2. Яркие кричащие тона фона и обрамления

Не всегда присутствуют.
Shtorm в сообщении #629625 писал(а):
Так?

Даже если это как-то исправить, по моему мнению мел+доска лучше. Но тут я про физмат дисциплины и только по ощущениям.
Shtorm в сообщении #629625 писал(а):
Касательно вращающегося эллипсоида и того, что это уже не презентация: в любую презентацию можно подключить видеоролик и там сделать любую наглядную анимацию .

Возможно. Не видел ни разу. Даже гифки - редкость.
Вообще "эллипсоид вращать и пересекать" - это прикольно, но это мультик. Мне, правда, не с чем сравнивать, но так, теоретически, особой пользы не вижу. Ну прикольно, не более.
Вот если уж нет возможности провести перед аудиторией физический эксперимент, то стоит показать кино. Там да. Опыты очень наглядно показывали разницу между ближней и дальней зонами в оптике, к примеру.

 Профиль  
                  
 
 Re: Использование технических средств в преподавании
Сообщение11.10.2012, 20:02 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
Nemiroff в сообщении #629635 писал(а):
Вообще "эллипсоид вращать и пересекать" - это прикольно, но это мультик. Мне, правда, не с чем сравнивать, но так, теоретически, особой пользы не вижу. Ну прикольно, не более.


Дело в том, что далеко не у всех студентов развито пространственное воображение. А представьте, вот ко мне например приходят в массе своей после гуманитарных классов, а я в них должен запихнуть эти эллипсоиды. После показа анимации всё всем станет понятно.
После наглядных анимаций по разделу "Аналитическая геометрия в пространстве" уж точно не останется людей в аудитории, которые считают, что в косом сечении конуса образуется яйцеобразный овал, а не эллипс. Знаете ли, в последнее время таких людей много развелось :lol: .
Также очень полезно показать анимацию по графическому методу решения задач линейного и нелинейного программирования. Сразу станет всё понятно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Использование технических средств в преподавании
Сообщение11.10.2012, 20:29 
Модератор
Аватара пользователя


16/02/11
3788
Бурашево
Shtorm в сообщении #629641 писал(а):
пространственное воображение.
Я на занятия по электродинамике когда-то ходил с проволочным каркасом полусферы, пластилином и зубочистками(в качестве векторов). Потом был переезд в другую лабораторию и проволочный каркас затерялся, а новый так и не сделал. :mrgreen:

 Профиль  
                  
 
 Re: Использование технических средств в преподавании
Сообщение11.10.2012, 20:35 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
profrotter, у нас на кафедре есть макеты поверхностей второго порядка, сделанные из оргстекла. Но даже если их носить и показывать, то для аудитории в сотню человек - макеты слишком малы (не видно и не понятно будет с задних рядов), кроме того, анимационные сечения я уже не смогу показать. А на большом экране это всё будет очень наглядно. К тому же электронные презентации и анимации на домашнем компьютере не потеряются при переездах :wink:

 Профиль  
                  
 
 Re: Использование технических средств в преподавании
Сообщение11.10.2012, 22:58 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Shtorm в сообщении #629512 писал(а):
А в розданных лекциях у студентов это всё есть. И преподаватель только объясняет студентам, а они слушают и вникают.

, и нихрена не впитывают. Ибо впитывать можно лишь активно воспринимаемое. Слушать же и вникать -- это при прочих равных условиях есть пассив. Конкретизирую.

Shtorm в сообщении #629512 писал(а):
Кстати, в компьютерной математике - презентации просто необходимы!

Вообще-то "компьютерной математики" не существует. Существует лишь математика как таковая, и наряду с ней существуют компьютерные матпакеты, которыми надо иногда обалдевать. Я этим (в отношении студентов) никогда специально не занимался, хотя постоянно втюхиваю им эти пакеты в рамках каких-то численных методов или типа того. Однако при этом -- ни разу никаких презентаций; и дело тут не только в моей лени, вопрос принципиальнее.

У нас по численным методам предусмотрены два типа практических занятий -- чисто аудиторные и в компьютерных классах (собственно, последние я у диспетчерской как лектор и запрашиваю, никто меня в этом отношении формально не неволит). Так вот, на компьютерных занятиях я принципиально пишу всё мелом на доске, и никаких презентаций (ну т.е. не мелом, а фломастером, конечно -- мелом нельзя по технологическим причинам). Объясню, почему.

Потому, что я, готовясь к занятию, никогда до конца не продумываю всех деталей. Из прынцыпу. О чём я буду говорить в принципе -- разумеется, прекрасно сознаю; а вот в деталях -- принципиально не продумываю. Поскольку мои неизбежные при этом технические ошибки -- полезны для студентов. Ловя их, они включаются в активный процесс.

Конечно, эффективно это лишь тогда, когда ошибок не слишком много и когда они оперативно исправляются; ну так они и не зашкаливают. Но и не когда их слишком мало, между прочим: если вдруг оказывается слишком мало, то я начинаю их делать намеренно.

А вы говорите -- презентации.

 Профиль  
                  
 
 Re: Использование технических средств в преподавании
Сообщение11.10.2012, 23:09 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
ewert в сообщении #629719 писал(а):
и нихрена не впитывают. Ибо впитывать можно лишь активно воспринимаемое. Слушать же и вникать -- это при прочих равных условиях есть пассив.


Здесь наверное нужно найти оптимум: чтобы с одной стороны студенты не сильно отвлекались на списывание с доски, а с другой стороны - включились в творческий процесс.

-- Чт окт 11, 2012 23:14:16 --

ewert в сообщении #629719 писал(а):
Вообще-то "компьютерной математики" не существует.


Ну видимо в том вузе есть такая дисциплина :-) Как мне видится, там обучают использованию математических пакетов для различных математических задач. Следовательно, последовательность действий пользователя мат.пакетом и то - что выходит на экран в результате его действий - очень удобно показывать в презентации.
А в численных методах действительно можно обойтись доской и мелом (маркером).

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 191 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 13  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group