(Оффтоп)
Вызовите к доске 4-6 студентов (сколько поместится), и пусть стоят молча. Помолчат 5 минут - вызовите следующих. И так всю группу. Ползанятия на это потратите, но на следующем занятии уже с 50 % вероятностью студент молча стоять не будет.
Во-первых у меня просто нет времени, чтобы его тратить на психологоические эксперименты. По факту есть всего 15 занятий (2-3 из положенных 18-ти обычно пропадают), в которые материал утрамбован как сельди в бочку. Но суть не в этом. Конечно сидеть на стульчике и диктовать решение студенту у доски гораздо легче. Да и вообще работать всегда скушно и душно. Я считаю практику в наиболее распространённом виде неэффективной, полагая, что лучше будет, если я прорешаю как можно большее количество задач сам у доски, тем более, что примеров на лекции мы рассмотреть не успеваем, а потом студенты будут самостоятельно дома решать аналогичные задачи. Решения мы будем смотреть при защите лабораторных, при этом прошу пояснить решение одной-двух задач наугад. Если делал не сам - разговор окончен. При таком подходе есть минус: не отрабатывется навык выступлений на аудиторию. Но есть же гуманитарные курсы - пусть там и выступают с докладами. Вчера прошёлся подглядел в маленькие аудитории в большинстве случаев у доски преподаватель. Возможно не я один такой.
Про то, что к доске я не вызываю, я написал, чтобы предполжение о том, что расположение студентов изменяется от лекции к практике, не связывали с тем, что на практике вызывают к доске.
По случаю вспомнил, что когда на галёрке разговоры становятся громкими, я выявляю самого громкого студента и пересаживю, либо рассаживю всю галёрку, выбирая либо более отдалённые места, либо на более близкие, но по правую руку от себя, где, как я уже писал, студент выпадает из поля зрения. Обычно это работает - вроде как и имела место физическая расправа, но вроде как и никого не удалили, то есть высшая мера наказания всё ещё остаётся нереализованной угрозой. Это я к тому, что возможно ключ к дисциплине во время занятий (
была у нас недавно тема) лежит и в правильном размещении студентов в аудитории.
Психологов на форуме, видимо, нет. Либо неизвестны исследования в этом непростом вопросе. Я один раз наблюдал как в детском саду воспитательница строит группу. Дети бегают, резвятся и никак не хотят слышать команду к построению. Тогда она выхватывает из этого хаоса бегающих детей самого шутрого мальчика и девочку (возможно мне показалось, что они самые шустрые) и ставит их на места в строю, после чего все начинают строится (остальных детей в строй уже за руку она не ведёт). Девочки - к девочке, мальчики - к мальчику. Это тоже своего рода расположение. Не могу знать, правда, то ли она это делает интуитивно, то ли хорошо училась в педогагическом.
И, наконец, про галёрку вспоминается мне рассказ одного товарища, как он посещал курсы менеджмента, модные в 90-х - 2000-х. По его утвереждению им было замечено, что каждый раз после того, как все учащиеся собрались, приходил один и тот же человек и занимал место аккурат на самом последнем ряду, посередине. Он пришёл к выводу, что наличие на галёрке человека, который сосредоточен на том же самом, что и преподаватель, повышает эффективность учебного процесса. Кто его знает правда это или очередное суеверие в "затылочный гипноз". Потому что если правда - то дисциплине на галёрке следует уделять особое внимание и не допускать там наличия студетнов, занимающихся посторонними делами. Хотя, насколько я помню, мне на лекциях было совершенно всё равно чем занимаются остальные студенты.