Если хотим подчеркнуть отличия, то логика оперирует заданными правилами вывода, а сознание - не всегда.
Заданные = осознаваемые?
Честно говоря, против наличия какого-то сознания у животных у меня нет особых возражений.
Мышления у них же нет. Википедия: <<Сознание включает в себя мышление как необходимую часть>>.
Правда наличие в их высшей нервной деятельности чего-то такого, что мы должны интерпретировать именно как «выводы», довольно спорно.
Я читал в книге "Из жизни пчёл" нобелевского лауриата К. Фриша описание его экспериментов над пчёлами. Сейчас вспомнилось в связи с обсуждением возможности делать выводы из предпосылок животными. Фриш приучил прилетать пчёл в определённое место с кормом. Через некоторое время он стал в начале каждого дня (ни одна пчела не видела) перемещать эту кормушку определённым образом (вроде такого: одновременно и в направлении с юга на север и с востока на запад; причём с улья кормушка видна не была). Через
дней пчёлы сами летели (причём сразу все вместе) в то место, куда перемещалась кормушка, то есть экстраполируя её прежнее перемещение. Это является выводом из предпосылок? Именно, получение знания о месте, куда лететь
это выводное знание из предыдущего опыта, или нет?
Про компьютеры и искусственный интеллект согласен.
Хм, а в чём должна заключаться эта «самость» сознания?
Тут, похоже, больше определённость, потому что наблюдаемо развитие самосознания у детей. "Основы общей психологии" Л. С. Рубинштейна:
Цитата:
Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.
Этапы развития самосознания вроде следующих (из википедии):
Цитата:
Открытие «Я» ~ 1 года.
Отделение результатов своих действий от действий других ~ 2-3 года.
Способность самооценки ~ 7 лет.
Поиск себя, своего стиля ~ 12-17 лет.
Самость сознания заключается в осознании человеком своего общественного статуса, своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий. Собака может различать "
моя лапа не моя лапа", но, по-видимому, не может понять что, например, некоторые её действия
инстинкты.