Картину К. Малевича сам я не видел, но много раз слышал о ней хвалебные слова.
А что - на картине что-то можно увидеть? Что? Там же ничего не нарисовано.
Но вот Вы заявляете, что какие-то конкретные люди, которым Вы доверяете, ощутили некое влияние творения Малевича. Я этих людей не знаю и, стало быть, у меня нет никаких оснований не доверять Вашим рассказам об этих людях. Но должен признаться, что подобное свидетельство мне попадается впервые. Я не знаю никаких других людей, которые бы ощутили подобное влияние. Я нигде и никогда не встречал никаких свидетельств подобных Вашему - то есть рассказов людей о том, что визуальный контакт с "Черным квадратом" оказал на кого-то какое-то воздействие.
Конечно, о воздействии "Черного квадрата" написано более чем много. Но там речь идет о другом воздействии - речь о влиянии на общественную жизнь.
Я далек от отрицания возможности непосредственного влияния "Черного квадрата" на разглядывающего его человека. Даже отрицая всякую мистику можно предположить влияние на подсознание некоего узора, спрятанного в мазках или чего-то подобного. Я только сообщаю о том, что до Вашего сообщения, уважаемый
Батороев, никаких упоминаний о таких влияниях ничего нигде не встречал. Вот в связи с этим возник у меня к Вам вопрос: как Вам кажется, на тех людей, о которых Вы пишите, влияние оказал именно сам квадрат, или осознание ими факта, что вот перед ними тот самый знаменитый "Черный квадрат" Казимира Малевича?
И еще замечание о "Голом короле".
В этой сказке есть два очень толстых обстоятельства, которые в реальной жизни либо отсутствуют, либо очень тонкие.
1. В сказке очень четко прописаны необходимые и достаточные условия, которым должен удовлетворять человек, видящий платье короля. Более того - всем очевидно, что мальчик этим условиям удовлетворяет.
В реальной жизни все куда как запутаннее. Поэту если даже целая орава мальчиков начнут орать, что король-то голый, их тут же перекричит толпа ценителей визгами, типа "
Придурки! Вы ничего в этом не смыслите". Стоит заметить, что подобное происходит не только в отношении искусства - в науке тоже не все прозрачно. Так, например, движение "Доказательная медицина" возникло только в 90-е годы прошлого века. И у движения были и есть серьезные основания. А медицина не является исключением.
2. Два умельца в сказке были мошенниками, а не волшебниками. А если бы? Что было бы, если на короле и в самом деле было бы волшебное платье? Как в таком варианте можно было бы отличить тех, кто платье на самом деле видит, от тех кто притворяется? Мальчик тут уже не при делах.
И этот аспект касается не только искусства.