zbl писал(а):
"Объективно" значит "независимо от субъекта".
Иначе говоря, объективная цель у участника есть, если она существует независимо от его существования -- если не так, то она субъективна. Вы же, видимо, здесь имеете в виду независимость от других субъектов. Но тогда получается, что цель одного участника, не будучи объективной для него, объективно существует для всех остальных.
Да, примерно так. Субъект в моём случае - только я (с Вашей позиции - только Вы). Все другие участники для меня - объекты. Цели участников не зависят от моего восприятия, поэтому я делаю вывод, что они существуют объективно, независимо от моего существования. Я могу также посмотреть на себя "со стороны" как на объект и понять, что моя цель тоже существует вполне объективно - например, в виде каких-то процессов в моём мозге.
Конечно, если я умру, эта цель перестанет существовать, но ведь и сами нервные процессы исчезнут, хотя при этом мы не считаем их субъективными. Поэтому думаю, что определение "Объективно - значит независимо от субъекта", хорошее в случае изучения внешнего мира, здесь уже не совсем подходит.
Возможно, субъективным можно бы считать моё восприятие, осознание этой цели, существующей в виде физических процессов. Но поскольку я её осознаю, я могу ею управлять - то есть сознательно менять физические процессы в моём мозге по своему усмотрению! Тут граница между субъективным и объективным как-то вообще стирается...
zbl писал(а):
Осторожнее, думается, по AlexDem: цель может быть только у системы, обладающей интеллектом.
Нет, не интеллектом, а разумом (или сознанием) - то есть у системы, осознающей себя. Только нужно ещё дать конкретное определение сознанию - у меня его нет.
Кстати, мы себя тоже не до конца осознаём, а только лишь частично - очень многое из психических процессов происходит неосознанно, по "программам", заложенным эволюционно.
zbl писал(а):
Шарик так цели иметь не будет, но любая система с внутренним состоянием (автомат) и возможностью корректировки внутренней структуры -- без проблем.
Это красиво звучит, но больно уж много систем тогда можно назвать имеющими осмысленное поведение...
У шарика тоже есть состояние - его координаты и скорость, а автомат тоже своё состояние не может менять самостоятельно - это мы в него заложили жёсткий алгоритм, поэтому моделировать сам он не способен. И тот, и другой можно описать диффуравнением - математически, формально они не различимы по поведению. Поэтому они и реально не различимы, если придерживаться материализма. Только не понимаю, почему этот подход не нравится?
По-моему, так наоборот - это создаёт мостик между живым и неживым. Те же колонии микроорганизмов весьма похожи на коллективы автоматов, и искусственно создавать границу - не вижу причины. И как раз при создании интеллекта (не сознания!) эти аналогии могут быть весьма полезны.