Кстати: я периодически (по чулфришному) езжу в маршрутке, но не представляю, как там можно не заплатить? Водила же бдительно следит.
Возможно, у нас различные представления о маршрутках: у нас в Томске это автобусы ПАЗ-ики, где пассажиры могут выйти через заднюю дверь. У Вас, возможно, это микроавтобусы?
-- Чт ноя 24, 2011 17:47:32 --Разум и интеллект.
Возможностью воспринимать окружающую среду, оценивать ситуацию, находить правильные решения и совершать разумные действия обладает не только человек, но и животные. Например, человек зимой заблудился в степи и замерз, а лошадь или собака вернулись домой. Следовательно, животные имеют представление об окружающей природе, обладают необходимыми (чтобы выжить) знаниями и тоже умеют мыслить. Вероятно, дело заключается в способности живого организма мыслить и здесь не нужно «зацикливаться» исключительно только на человеке.
Предварительно определимся с тем, что мы подразумеваем под понятием: мыслить. Мыслить – значит уметь оценивать ситуацию и находить правильные (с точки зрения поставленной цели) решения, другими словами, уметь решать задачи, которые нам предлагает природа. Какая же часть живого организма ответственна за его способность мыслить? Не вдаваясь в пространные рассуждения, просто перечислим необходимые компоненты. Это:
1. чувствительные органы,
2. исполнительные органы,
3. память,
4. устройство, задающее целевую функцию,
5. устройство, обрабатывающее информацию и управляющее всей системой,
6. устройство, обеспечивающее всю эту систему энергией.
Кратко поясним функциональное назначение этих шести компонент.
Чувствительные органы – для живых организмов, это органы чувств: зрение, слух, осязание и т.п. Для искусственных систем: это всевозможные датчики: давления, температуры, микрофоны, видеокамеры и т.п. Задача этих органов заключается в преобразовании сигналов различной физической природы, поступающих извне, в информационные сигналы, т.е. в сигналы однородной физической природы, способные обрабатываться внутри системы.
Исполнительные органы – для живых организмов, это в основном мышцы, управляющие конечностями, железы внутренней секреции. Для искусственных систем, это различные манипуляторы, рычаги, колёса, экраны и индикаторы, принтеры и т.д. Задача этих органов заключается в физической реализации целевой функции.
Память – необходимая компонента сложных систем, способных обучаться, программироваться, приспосабливаться к изменяющимся условиям, развиваться.
Устройство, задающее целевую функцию: для живого организма целевая функция заключается в сохранении биологического вида, т.е. в том, чтобы создать, вырастить и сохранить потомство. Фактически, сохранение вида – это сохранение жизни. Эта функция изначально задана природой. Для искусственных систем целевую функцию задаёт сам человек, исходя из своих задач.
Устройство, обрабатывающее информацию и управляющее всей системой – для живого организма, это мозг и центральная нервная система. Для искусственных систем, это микропроцессорная система и сам процессор или просто система регулирования.
Устройство, обеспечивающее всю эту систему энергией. Вообще, это системы жизнеобеспечения – органы пищеварения, кровообращения, источники питания и т.п.
Все эти структурные компоненты соединены логически и физически в единое органически целое.
Если мы определили способность мыслить, как умение принимать правильные решения в различных ситуациях, исходя из поставленной цели, то должны согласиться с тем, что способностью мыслить обладают не только человек и высшие животные, но и искусственные устройства автоматического регулирования или управления.
Под понятием интеллект мы будем подразумевать некоторое свойство объекта, а именно: это свойство присуще всякому объекту, способному мыслить понятиями. В сравнении с интеллектом, объекты, обладающие разумом, способны мыслить образами. Что значит: мыслить понятиями и мыслить образами, мы определим в ближайшее время, а пока заметим, что наши определения имеют предварительный характер. При дальнейшем изучении предмета они будут конкретизироваться и уточнятся. Способностью мыслить понятиями обладает только человек (по крайней мере, на Земле).
Для умения мыслить необходимо, чтобы объект умел воспринимать информацию из окружающей среды, обрабатывать её, формируя информационные образы, например, слуховые: лай собаки, звук грома, зрительные: сама собака или молния и т.п., анализировать информационные образы, принимать решение и исполнять его. Вот здесь и включаются в работу все перечисленные нами компоненты системы, которой мы дадим общее название – информационная система. Как могут формироваться информационные образы, мы узнаем в дальнейшем, а пока отметим, что мышление на уровне образов называется образным мышлением. Мы не говорим об абстрактном и конкретном мышлении, поскольку такое деление не соответствует нужному нам контексту. Об этом мы поговорим позже.
Итак, мы определились с объектом исследования. Это не человек, как таковой, а структура, состоящая из шести, перечисленных выше компонент, носящая название – информационная система и обладающая свойством – интеллектом. Ещё раз, интеллект это свойство объекта способного мыслить понятиями.