Шимпанзе писал(а):
Это, конечно, точнее. Мне не хотелось углубляться так далеко, но, видимо, надо было бы. Например, в Библии отвергается поклонение идолам- третьему языческому элементу. В последствии , нарушили этот важный догмат. Кстати, мусульмане рукотворным предметам не поклоняются, в мечети у них пусто.
Христиане рукотворным предметам тоже не поклоняются. Вот к примеру икона. Вполне можно показать что речь не идёт об идолопоклонничестве. Учение чётко фиксирует что обращаясь к образу на иконе вы молитесь именно Богу.
Есть формула "перед образом надо молиться безобразно" (об этом ниже). Сама икона при этом играет определённую роль, которую выражают формулой "визуальная молитва".
Тут необходимо разъяснить. Сама по себе молитва это определённых текст на определённом языке. При этом важно на каком - церковно-славянский язык это не бытовой язык, на нём в массе никогда не говорили (пруфлинк:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Церковнославянский_язык). Сами по себе молитвы - это также определённый набор слов с заключённым в них смыслом. Подразумевается что язык, его фактура, текст молитвы позволяют входить человеку в определённые состояния и исправлять душевные нестроения. Молитва своего рода искусство - обороты и звучание молитвы несут тот месседж который позволяет человеку переключаться в нужное духовное состояние. Кстати буддисты и мусульмане тоже молятся не на современных языках. При том мусульмане не разрешают молится переводными молитвами. Пруфлинк:
http://rona-dasce.ru/1639422/1/.
Однако, NB: протестант молится своими словами, на своём языке. С одной стороны это аргуметируется тем что он выражает мысль незаученными фразами, а вроде бы как от себя. С другой стороны православные и католики на это отвечают так - когда молится протестант он каждый момент времени думает что он скажет в следующую секунду. Эта натуга отвлекает его от духовного переживания в процессе молитвы.
Пруфлинк по теме:
http://www.youtube.com/watch?v=hI9VhQSsIqU 1:15:00 (Православие и протестантизм. Андрей Кураев) Пруфлинк по теме:
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/10k/kuraev/tradition/78.htmlЕще линк:
почему в православии молитву читают без выражения (как паномарь) с забавной историей из жизни.
http://www.youtube.com/watch?v=hI9VhQSsIqU 1:19:20 (Православие и протестантизм. Андрей Кураев) Если молитва - словесная форма через которую достигают нужного состояния. То икона - визуальная молитва. Пример легко найти у академика Раушенбаха (был в СССР док. фильм где он излагал эту особенность). В иконах используется так называемая обратная перспектива. Ниже привожу два рисунка, сначала прямая, а потом обратная перспектива.
Прямая перспектива нормальна для нашего восприятия. Однако почему-то используется и обратная. В википедии есть сообщение о ественности и обратной перспективы:
Цитата:
Привычная современным людям прямая линейная перспектива — плод длительного развития человеческого разума. Некоторые исследователи отмечают[2], что первоначально человеку понятнее обратная перспектива (например, детям, или представителям племён, оторванных от современной цивилизации).
http://ru.wikipedia.org/wiki/Перспектива
Но я оставлю это в стороне. Дело в том что иконе нужна обратная перспектива для передачи ощущения. Лучи прямой перспективы сходятся на горизонте (см. рис. со стулом), вернее это уровень ваших глаз. Лучи обратной сходятся на зрителе. Обратная перспектива как-бы выворачивает весь окружающий мир на человека. Вся вещественность мира смотрит на зрителя. Икона при это подразумевает не только вещественность, но и Бога (который вне вещественного мира и больше и могущественнее этого мира) которые смотрит на молящегося. Месседж здесь такой что ты абсолютно открыт и просматриваем Богом, ты всегда на виду. Ты не можешь лицемерить и не можешь что-то скрывать, не можешь оправдываться, тебе остаётся только то что называется предстоять. Понятие "предстояния перед Богом" надо доописывать, но я пожалуй не возьмусь за это (тем более что благодаря Михалкову найти цитаты вообще нереально
).
Пруфлинк с визуалом и рассказом:
3мин 30сек http://www.youtube.com/watch?v=0v0bJesChf0
Передача «Библейский сюжет» серия "Троица. Борис Раушенбах".Ну и другие примеы. Для меня, например был инетересен жест "Я говорю", описанный здесь:
http://kempo.ru/blog/religion/536.htmlОдним словом икона использует символы с помощью которых человеку можно менять собственные ощущения. Так же как меняют вашу внутренню психическую среду художники-импрессионисты, барочники, сюрреалисты и т.п. Однако в этом случае воздействие идёт по религиозной линии и визуально передаются невербализируемые религиозные месседжи.
Наверное церковники будут возражать (им не понравится такая аналогия, сравнение с искусство им будет неприятно, поскольку коннектит с мирским искусством, против слова мистицизм они кстати тоже возражают - всё правильно, но термин чужеродный для учения), но можно провести аналогию что икона и молитва это аналог искусства, которое создаёт подпорку, костыль для верующего. Так что никакого идолопоклонничества.
NB - православная традиция против образной молитвы (молитвы с образами, с например визуальными представлениями в голове). То что образы икон помогают молится и переживать, отнюдь не означает что надо что-то визуальное придумывать в голове при словесной молитве. Это совершенно разные понятия. Есть формула что перед образом надо молиться безобразно. Католическая радиция - за образную молитву.
NB2 - Существует конечно народная традиция почетания икон, бегание за мироточением и прочими чудесами, таскание иконов с собой как амулетов, подвешивание за стеклом автомобиля, где она болтается как сопля, но это скорее форма народного язычества.