Тема очень заинтересовала.
Тема, конечно, очень интересная, и касается не только механики, но и всех смежных инженерных дисциплин. Я — инженер-электрик. Резьбовые соединения в нашей практике встречаются постоянно. Поэтому есть практический опыт, но теорию нам давали общую – в разделе «деталей машин». Поэтому моё мнение не является исчерпывающим (полным). Из теории помню, что резьба это разновидность клина. (Недостаток клина — плохо разбирается).
Цитата:
Скажите, кто как относится к применению контр-гаек? Что можете сказать "за" и "против"?
Применение контргаек основано на упругой и отчасти пластической деформации резьбы. Вот эта пластическая, т.е. остаточная деформация, и является основным недостатком конргаек (резьбу портит). Трудно «наощупь» определить где кончается упругая (т.е. восстановимая) деформация, и где начинается пластическая. А ведь основное достоинство резьбового соединения заключается в его разъёмности, т.е. многократности использования.
Цитата:
01111990n писал(а):
ведь при сварных соединениях получается мы ввариваем гайку и болт в изделие...что приваривается?
Можно ведь гайку и к корпусу приваривать...
Сварка тут является способом фиксации гайки. А гайку можно зафиксировать и относительно корпуса, и относительно винта.
Цитата:
01111990n писал(а):
на болтах и винтах ведь и функции возлагаются чуть другие чем на шпильки.
Можете поподробнее объяснить несведующему (без улыбки), почему другие?
Болт выполняет функции аналогичные клёпке — соединяет относительно тонкие детали. Работает на растяжение и сдвиг (срез).
У винта и шпильки функции одинаковые — крепёж тонкой детали к толстой. Различия заключаются в том, что шпилька работает на сдвиг, а винт нет. (У винта нажатие слабее, поэтому на головке у него чаще употребляется шлиц под отвёртку).
Цитата:
01111990n писал(а):
и даже гайки разные для винтов, шпилек и болтов,
И это тоже...
Для винтов гайки обычно не употребляются, иначе это будет не винт а болт. О различии же гаек для болтов и шпилек мне неизвестно.
Цитата:
hvost_soroki писал(а):
Чтобы не сорвать резьбу в ответственых узлах, в заводских инструкциях по монтажу часто рекомендуют использовать динамометрический ключ, и указывают силу завичивания.
Тем не менее, ни разу за всю рабочую практику не видел вживую этого ключа, только на полках магазинов. Даже на оборонных заводах.
Тут-то и проявляется различие между русским и немецким рабочим. Русский рабочий «встал к станку» от «сохи» и у него нет не только почтения, но и понятия о тысячной доли миллиметра. Тогда как немецкий рабочий «встал к станку» из ремесленного цеха, который имел тысячелетнюю историю. (Другое дело то, что русский рабочий изобретательней немецкого. Опять же потому, что от сохи. Смотри — Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».)
Цитата:
hvost_soroki писал(а):
Был у нас один товарищ, которому я никогда не доверял закручивать гайки -- обязательно резьбу сорвёт!
Есть такое понятие, как "чувство резьбы". Крутить до начала "предела текучести" я могу. Однако, не оставляет мысль, что это соединение довольно хорошее, но одноразовое - после откручивания/закручивания оно уже не годится. Вопрос: как без динамометрического ключа прикручивать так, чтобы было и надежно, и необратимых деформаций не происходило? Вариант ответа - применять особо-прочный (читай - изготовленный в собственном металло-литейном цеху) крепеж и крутить по-максимуму (на адекватном плече естественно) конечно хорош, однако редко это бывает возможно.
Тут либо «чувство резьбы», либо динамометрический ключ. Второе в ответственных узлах предпочтительней (см. случай с аварией на СШГЭС).
Цитата:
01111990n писал(а):
и шпильку при сильной нагрузке просто сорвало..точнее резьбу с нее сорвало.
Мое глубокое убеждение заключается в том, что любое соединение должно быть "гибким", подвижным. Ибо рвется там, где наиболее жестко. Заметьте - не гайка сильно привинчена, а там, где нет степени свободы, чтобы компенсировать механические, тепловые и прочие нагрузки. Поэтому грамотный конструктор должен закладывать подобные "амортизируещие" элементы в конструкцию изделия.
Упругость должна быть заложена во внутренней структуре винта (болта, шпильки). Если винт перекалён (хрупкий), то рано или поздно он разрушится. Если недокалён (вязкий), то будет плохо держать из-за пластической деформации.
Цитата:
Praded
Вы воду в ступе толчёте.
Чтобы застопорить резьбовое соединение...
Это не инженерные решения, а рекомендации «самоделкина».
Цитата:
Применение гроверов и т.п. приводит к нарушению антикоррозийного покрытия поверхностей и ускоренному ржавлению.
Не каждая деталь имеет антикоррозийное покрытие.
Имеется общая рекомендация — покрывать густой смазкой крепёжные резьбовые узлы для предохранения их от коррозии.
Где-то давно читал рекомендацию автолюбителя. После покупки нового автомобиля необходимо отвинтить все резьбовые соединения (особенно на днище) и
смазать резьбу густой смазкой. Иначе через годик вам не удастся разобрать ни одного резьбового соединения, т.к. заржавеют.
С тех пор не только сам, но и своих рабочих заставлял смазывать резьбу.