2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




 
 стопорение резьбовых соединений.
Сообщение22.06.2011, 19:20 
один из способов стопорения резьбовых соединений пластическое деформирование или приварка после затяжки...что деформируется в этом случае? шайба, гайка ? и что приваривается..ведь при сварных соединениях получается мы ввариваем гайку и болт в изделие...что приваривается?

 
 
 
 Re: стопорение резьбовых соединений.
Сообщение23.06.2011, 18:07 
Аватара пользователя
Пластическая деформация это — по научному.
На практике это называется — «сорвал резьбу» и сопровождается крепкими идиоматическими выражениями, :-) т.к. соединение перестаёт существовать.
То есть в резьбовом соединении должна быть только упругая деформация.
Приварка гайки к болту или того и другого к скрепляемым деталям превращает разборное соединение в неразборное. При попытке разобрать такое соединение в воздухе опять таки витают идеоматические выражения в адрес сварщика. :-)

Про стопорение резьбовых соединений Гугль даёт более 10000 ссылок. Выбирай любую.
Например:
Резьбовое соединение.
См. Стопорение резьбового соединения:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D1%8C%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
интересно также:
http://traiv-komplekt.ru/tech/spravochnaya-informatsiya/o-stoporenii-rezbovih-soedinenij.html
Сдесь критикуются гроверные шайбы. Возможно, что (с точки зрения чистой механики) для стопорения они мало подходят. Но, для резьбовых контактных соединений в электротехнике замены им нет. Дело в том, что электрический провод (медный или особенно алюминиевый) имеет пластическую деформацию, а стальной болт (винт, шпилька) имеет упругую деформацию. В результате без пружинной шайбы при температурной деформации нажатие на провод ослабевает, контакт греется и выгорает. А применение стальной упругой шайбы позволяет сохранить достаточное нажатие на провод.

При ревизии механизма необходимо всегда проверять наличие и целость шплинтов.

 
 
 
 Re: стопорение резьбовых соединений.
Сообщение23.06.2011, 18:50 
оу..))) ясно как днем) пасиба ) в мой адрес тоже порой летали всякие милые фразы, как сварщику ) хотя..там проблема была в материале. сталь при изготовлении шпильки попробовали легированную...и шпильку при сильной нагрузке просто сорвало..точнее резьбу с нее сорвало.

 
 
 
 Re: стопорение резьбовых соединений.
Сообщение23.06.2011, 19:39 
Аватара пользователя
01111990n в сообщении #461545 писал(а):
оу..))) ясно как днем) пасиба ) в мой адрес тоже порой летали всякие милые фразы, как сварщику ) хотя..там проблема была в материале. сталь при изготовлении шпильки попробовали легированную...и шпильку при сильной нагрузке просто сорвало..точнее резьбу с нее сорвало.
Легированная сталь слишком хрупкая (ИМХО). Лучше пользоваться стандартными изделиями.
При конструировании резьбового соединения необходимо подбирать (назначать) материал болта (винта, шпильки) с коэффициентом температурного расширения примерно равным коэффициенту материала скрепляемых деталей. Но практичней не заморачиваться с этим, а использовать гроверную шайбу для компенсации расширения, а для стопорения использовать контрование со шплинтованием.
А вообще-то это серьёзный вопрос, если вспомнить аварию на Саяно-Шушенской ГЭС, где как раз гайки открутились.
Чтобы не сорвать резьбу в ответственых узлах, в заводских инструкциях по монтажу часто рекомендуют использовать динамометрический ключ, и указывают силу завичивания.
Ну а в общем случае необходим опыт. Хотя он не всем даётся. Был у нас один товарищ, которому я никогда не доверял закручивать гайки -- обязательно резьбу сорвёт!

 
 
 
 Re: стопорение резьбовых соединений.
Сообщение23.06.2011, 19:48 
ну резьбу не срывала не разу. ведь если безответственно отнестись к этому-происходят такие аварии. на болтах и винтах ведь и функции возлагаются чуть другие чем на шпильки. и для них разные условия стопорения. и даже гайки разные для винтов, шпилек и болтов, так же влияет тип резьбы. а по поводу материалов- стандарт изготовления болтов и винтов стали 10-35, а легированные стали идут для шпилек.

 
 
 
 Re: стопорение резьбовых соединений.
Сообщение29.06.2011, 07:47 
Тема очень заинтересовала.

Скажите, кто как относится к применению контр-гаек? Что можете сказать "за" и "против"?

-- Ср июн 29, 2011 07:49:19 --

01111990n писал(а):
ведь при сварных соединениях получается мы ввариваем гайку и болт в изделие...что приваривается?

Можно ведь гайку и к корпусу приваривать...

01111990n писал(а):
на болтах и винтах ведь и функции возлагаются чуть другие чем на шпильки.

Можете поподробнее объяснить несведующему (без улыбки), почему другие?

01111990n писал(а):
и даже гайки разные для винтов, шпилек и болтов,

И это тоже...

-- Ср июн 29, 2011 07:58:05 --

hvost_soroki писал(а):
Чтобы не сорвать резьбу в ответственых узлах, в заводских инструкциях по монтажу часто рекомендуют использовать динамометрический ключ, и указывают силу завичивания.

Тем не менее, ни разу за всю рабочую практику не видел вживую этого ключа, только на полках магазинов. Даже на оборонных заводах.

hvost_soroki писал(а):
Был у нас один товарищ, которому я никогда не доверял закручивать гайки -- обязательно резьбу сорвёт!

Есть такое понятие, как "чувство резьбы". Крутить до начала "предела текучести" я могу. Однако, не оставляет мысль, что это соединение довольно хорошее, но одноразовое - после откручивания/закручивания оно уже не годится. Вопрос: как без динамометрического ключа прикручивать так, чтобы было и надежно, и необратимых деформаций не происходило? Вариант ответа - применять особо-прочный (читай - изготовленный в собственном металло-литейном цеху) крепеж и крутить по-максимуму (на адекватном плече естественно) конечно хорош, однако редко это бывает возможно.

01111990n писал(а):
и шпильку при сильной нагрузке просто сорвало..точнее резьбу с нее сорвало.

Мое глубокое убеждение заключается в том, что любое соединение должно быть "гибким", подвижным. Ибо рвется там, где наиболее жестко. Заметьте - не гайка сильно привинчена, а там, где нет степени свободы, чтобы компенсировать механические, тепловые и прочие нагрузки. Поэтому грамотный конструктор должен закладывать подобные "амортизируещие" элементы в конструкцию изделия.

 
 
 
 Re: стопорение резьбовых соединений.
Сообщение29.06.2011, 08:29 
Зачеканивать.

 
 
 
 Re: стопорение резьбовых соединений.
Сообщение29.06.2011, 10:13 
Аватара пользователя
ГАЗ-67 в сообщении #463297 писал(а):
Зачеканивать.
Поясните:
Цитата:
Зачеканивать -- Уплотнять швы, стыки металлических изделий расплющиванием краев или заполнением каким-л. составом.
Как зачеканить резьбовое соединение?

 
 
 
 Re: стопорение резьбовых соединений.
Сообщение29.06.2011, 10:38 
Вы воду в ступе толчёте.
Чтобы застопорить резьбовое соединение с возможностью его дальнейшего разъёма применяется нанесение эмали типа ЭП-51 на резьбу.
Чтобы застопорить резьбовое соединение с условной возможностью его дальнейшего разъёма применяется нанесение клея типа ВК-9 на резьбу. Соединение становится разъёмным только после его нагрева, например газовой горелкой. При обычных условиях соединение неразъёмное.
Применение гроверов и т.п. приводит к нарушению антикоррозийного покрытия поверхностей и ускоренному ржавлению.

 
 
 
 Re: стопорение резьбовых соединений.
Сообщение29.06.2011, 20:39 
Аватара пользователя
e2e4 в сообщении #463289 писал(а):
Тема очень заинтересовала.
Тема, конечно, очень интересная, и касается не только механики, но и всех смежных инженерных дисциплин. Я — инженер-электрик. Резьбовые соединения в нашей практике встречаются постоянно. Поэтому есть практический опыт, но теорию нам давали общую – в разделе «деталей машин». Поэтому моё мнение не является исчерпывающим (полным). Из теории помню, что резьба это разновидность клина. (Недостаток клина — плохо разбирается).
Цитата:
Скажите, кто как относится к применению контр-гаек? Что можете сказать "за" и "против"?
Применение контргаек основано на упругой и отчасти пластической деформации резьбы. Вот эта пластическая, т.е. остаточная деформация, и является основным недостатком конргаек (резьбу портит). Трудно «наощупь» определить где кончается упругая (т.е. восстановимая) деформация, и где начинается пластическая. А ведь основное достоинство резьбового соединения заключается в его разъёмности, т.е. многократности использования.
Цитата:
01111990n писал(а):
ведь при сварных соединениях получается мы ввариваем гайку и болт в изделие...что приваривается?

Можно ведь гайку и к корпусу приваривать...
Сварка тут является способом фиксации гайки. А гайку можно зафиксировать и относительно корпуса, и относительно винта.
Цитата:
01111990n писал(а):
на болтах и винтах ведь и функции возлагаются чуть другие чем на шпильки.

Можете поподробнее объяснить несведующему (без улыбки), почему другие?
Болт выполняет функции аналогичные клёпке — соединяет относительно тонкие детали. Работает на растяжение и сдвиг (срез).
У винта и шпильки функции одинаковые — крепёж тонкой детали к толстой. Различия заключаются в том, что шпилька работает на сдвиг, а винт нет. (У винта нажатие слабее, поэтому на головке у него чаще употребляется шлиц под отвёртку).
Цитата:
01111990n писал(а):
и даже гайки разные для винтов, шпилек и болтов,

И это тоже...
Для винтов гайки обычно не употребляются, иначе это будет не винт а болт. О различии же гаек для болтов и шпилек мне неизвестно.
Цитата:
hvost_soroki писал(а):
Чтобы не сорвать резьбу в ответственых узлах, в заводских инструкциях по монтажу часто рекомендуют использовать динамометрический ключ, и указывают силу завичивания.

Тем не менее, ни разу за всю рабочую практику не видел вживую этого ключа, только на полках магазинов. Даже на оборонных заводах.
Тут-то и проявляется различие между русским и немецким рабочим. Русский рабочий «встал к станку» от «сохи» и у него нет не только почтения, но и понятия о тысячной доли миллиметра. Тогда как немецкий рабочий «встал к станку» из ремесленного цеха, который имел тысячелетнюю историю. (Другое дело то, что русский рабочий изобретательней немецкого. Опять же потому, что от сохи. Смотри — Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».) :-)
Цитата:

hvost_soroki писал(а):
Был у нас один товарищ, которому я никогда не доверял закручивать гайки -- обязательно резьбу сорвёт!

Есть такое понятие, как "чувство резьбы". Крутить до начала "предела текучести" я могу. Однако, не оставляет мысль, что это соединение довольно хорошее, но одноразовое - после откручивания/закручивания оно уже не годится. Вопрос: как без динамометрического ключа прикручивать так, чтобы было и надежно, и необратимых деформаций не происходило? Вариант ответа - применять особо-прочный (читай - изготовленный в собственном металло-литейном цеху) крепеж и крутить по-максимуму (на адекватном плече естественно) конечно хорош, однако редко это бывает возможно.
Тут либо «чувство резьбы», либо динамометрический ключ. Второе в ответственных узлах предпочтительней (см. случай с аварией на СШГЭС).
Цитата:
01111990n писал(а):
и шпильку при сильной нагрузке просто сорвало..точнее резьбу с нее сорвало.

Мое глубокое убеждение заключается в том, что любое соединение должно быть "гибким", подвижным. Ибо рвется там, где наиболее жестко. Заметьте - не гайка сильно привинчена, а там, где нет степени свободы, чтобы компенсировать механические, тепловые и прочие нагрузки. Поэтому грамотный конструктор должен закладывать подобные "амортизируещие" элементы в конструкцию изделия.
Упругость должна быть заложена во внутренней структуре винта (болта, шпильки). Если винт перекалён (хрупкий), то рано или поздно он разрушится. Если недокалён (вязкий), то будет плохо держать из-за пластической деформации.
Цитата:
Praded
Вы воду в ступе толчёте.
Чтобы застопорить резьбовое соединение...
Это не инженерные решения, а рекомендации «самоделкина».
Цитата:
Применение гроверов и т.п. приводит к нарушению антикоррозийного покрытия поверхностей и ускоренному ржавлению.
Не каждая деталь имеет антикоррозийное покрытие.
Имеется общая рекомендация — покрывать густой смазкой крепёжные резьбовые узлы для предохранения их от коррозии.
Где-то давно читал рекомендацию автолюбителя. После покупки нового автомобиля необходимо отвинтить все резьбовые соединения (особенно на днище) и смазать резьбу густой смазкой. Иначе через годик вам не удастся разобрать ни одного резьбового соединения, т.к. заржавеют.
С тех пор не только сам, но и своих рабочих заставлял смазывать резьбу.

 
 
 
 Re: стопорение резьбовых соединений.
Сообщение29.06.2011, 21:32 
hvost_soroki в сообщении #463533 писал(а):
Это не инженерные решения, а рекомендации «самоделкина».

Эти рекомедации взяты из ОСТ, который начинается с цифр 92, если что (и если вам это что-то говорит).
А вот рассуждения на тему: "Как закручивать гайку, если нет моментного ключа", - можно продолжить.
1. Нет моментного ключа - закручивай простым.
2. Нет ключа - закручивай пассатижами.
3. Отсутствуют пассатижи - применяй зубило и молоток.
5. Нет зубила - с помощью кувалды используй болт, как заклёпку.
6. Нет болта - забей в отверстие деревянную чурку.
7. Нет чурки - скажи: "Ну и хрен с ним".

 
 
 
 Re: стопорение резьбовых соединений.
Сообщение29.06.2011, 23:35 
Аватара пользователя
Praded в сообщении #463562 писал(а):
hvost_soroki в сообщении #463533 писал(а):
Это не инженерные решения, а рекомендации «самоделкина».
Эти рекомедации взяты из ОСТ, который начинается с цифр 92, если что (и если вам это что-то говорит).
Действительно, есть такой отраслевой стандарт. Клеи и герметики для резьбы продаются… Но в электротехнике не применяются. По крайней мере я с этим не сталкивался.
Наткнулся на более подробное обсуждение этой темы:
Цитата:
На что сажать крепеж?
http://www.fsapr2000.ru/lofiversion/index.php/t10304.html


Цитата:
А вот рассуждения на тему: "Как закручивать гайку, если нет моментного ключа", - можно продолжить.
1. Нет моментного ключа - закручивай простым.
2. Нет ключа - закручивай пассатижами.
3. Отсутствуют пассатижи - применяй зубило и молоток.
5. Нет зубила - с помощью кувалды используй болт, как заклёпку.
6. Нет болта - забей в отверстие деревянную чурку.
7. Нет чурки - скажи: "Ну и хрен с ним".
Это яркий пример изобретательности русского рабочего! Немецкий рабочий будет действовать строго по технологической карте. (Как говорит Задорнов — ох и тупые…).

 
 
 [ Сообщений: 12 ] 


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group