2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 стопорение резьбовых соединений.
Сообщение22.06.2011, 19:20 


22/06/11
3
один из способов стопорения резьбовых соединений пластическое деформирование или приварка после затяжки...что деформируется в этом случае? шайба, гайка ? и что приваривается..ведь при сварных соединениях получается мы ввариваем гайку и болт в изделие...что приваривается?

 Профиль  
                  
 
 Re: стопорение резьбовых соединений.
Сообщение23.06.2011, 18:07 
Заблокирован
Аватара пользователя


06/06/11

1702
53°46'25"N 87°7'47"E
Пластическая деформация это — по научному.
На практике это называется — «сорвал резьбу» и сопровождается крепкими идиоматическими выражениями, :-) т.к. соединение перестаёт существовать.
То есть в резьбовом соединении должна быть только упругая деформация.
Приварка гайки к болту или того и другого к скрепляемым деталям превращает разборное соединение в неразборное. При попытке разобрать такое соединение в воздухе опять таки витают идеоматические выражения в адрес сварщика. :-)

Про стопорение резьбовых соединений Гугль даёт более 10000 ссылок. Выбирай любую.
Например:
Резьбовое соединение.
См. Стопорение резьбового соединения:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D1%8C%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
интересно также:
http://traiv-komplekt.ru/tech/spravochnaya-informatsiya/o-stoporenii-rezbovih-soedinenij.html
Сдесь критикуются гроверные шайбы. Возможно, что (с точки зрения чистой механики) для стопорения они мало подходят. Но, для резьбовых контактных соединений в электротехнике замены им нет. Дело в том, что электрический провод (медный или особенно алюминиевый) имеет пластическую деформацию, а стальной болт (винт, шпилька) имеет упругую деформацию. В результате без пружинной шайбы при температурной деформации нажатие на провод ослабевает, контакт греется и выгорает. А применение стальной упругой шайбы позволяет сохранить достаточное нажатие на провод.

При ревизии механизма необходимо всегда проверять наличие и целость шплинтов.

 Профиль  
                  
 
 Re: стопорение резьбовых соединений.
Сообщение23.06.2011, 18:50 


22/06/11
3
оу..))) ясно как днем) пасиба ) в мой адрес тоже порой летали всякие милые фразы, как сварщику ) хотя..там проблема была в материале. сталь при изготовлении шпильки попробовали легированную...и шпильку при сильной нагрузке просто сорвало..точнее резьбу с нее сорвало.

 Профиль  
                  
 
 Re: стопорение резьбовых соединений.
Сообщение23.06.2011, 19:39 
Заблокирован
Аватара пользователя


06/06/11

1702
53°46'25"N 87°7'47"E
01111990n в сообщении #461545 писал(а):
оу..))) ясно как днем) пасиба ) в мой адрес тоже порой летали всякие милые фразы, как сварщику ) хотя..там проблема была в материале. сталь при изготовлении шпильки попробовали легированную...и шпильку при сильной нагрузке просто сорвало..точнее резьбу с нее сорвало.
Легированная сталь слишком хрупкая (ИМХО). Лучше пользоваться стандартными изделиями.
При конструировании резьбового соединения необходимо подбирать (назначать) материал болта (винта, шпильки) с коэффициентом температурного расширения примерно равным коэффициенту материала скрепляемых деталей. Но практичней не заморачиваться с этим, а использовать гроверную шайбу для компенсации расширения, а для стопорения использовать контрование со шплинтованием.
А вообще-то это серьёзный вопрос, если вспомнить аварию на Саяно-Шушенской ГЭС, где как раз гайки открутились.
Чтобы не сорвать резьбу в ответственых узлах, в заводских инструкциях по монтажу часто рекомендуют использовать динамометрический ключ, и указывают силу завичивания.
Ну а в общем случае необходим опыт. Хотя он не всем даётся. Был у нас один товарищ, которому я никогда не доверял закручивать гайки -- обязательно резьбу сорвёт!

 Профиль  
                  
 
 Re: стопорение резьбовых соединений.
Сообщение23.06.2011, 19:48 


22/06/11
3
ну резьбу не срывала не разу. ведь если безответственно отнестись к этому-происходят такие аварии. на болтах и винтах ведь и функции возлагаются чуть другие чем на шпильки. и для них разные условия стопорения. и даже гайки разные для винтов, шпилек и болтов, так же влияет тип резьбы. а по поводу материалов- стандарт изготовления болтов и винтов стали 10-35, а легированные стали идут для шпилек.

 Профиль  
                  
 
 Re: стопорение резьбовых соединений.
Сообщение29.06.2011, 07:47 


21/03/06
1545
Москва
Тема очень заинтересовала.

Скажите, кто как относится к применению контр-гаек? Что можете сказать "за" и "против"?

-- Ср июн 29, 2011 07:49:19 --

01111990n писал(а):
ведь при сварных соединениях получается мы ввариваем гайку и болт в изделие...что приваривается?

Можно ведь гайку и к корпусу приваривать...

01111990n писал(а):
на болтах и винтах ведь и функции возлагаются чуть другие чем на шпильки.

Можете поподробнее объяснить несведующему (без улыбки), почему другие?

01111990n писал(а):
и даже гайки разные для винтов, шпилек и болтов,

И это тоже...

-- Ср июн 29, 2011 07:58:05 --

hvost_soroki писал(а):
Чтобы не сорвать резьбу в ответственых узлах, в заводских инструкциях по монтажу часто рекомендуют использовать динамометрический ключ, и указывают силу завичивания.

Тем не менее, ни разу за всю рабочую практику не видел вживую этого ключа, только на полках магазинов. Даже на оборонных заводах.

hvost_soroki писал(а):
Был у нас один товарищ, которому я никогда не доверял закручивать гайки -- обязательно резьбу сорвёт!

Есть такое понятие, как "чувство резьбы". Крутить до начала "предела текучести" я могу. Однако, не оставляет мысль, что это соединение довольно хорошее, но одноразовое - после откручивания/закручивания оно уже не годится. Вопрос: как без динамометрического ключа прикручивать так, чтобы было и надежно, и необратимых деформаций не происходило? Вариант ответа - применять особо-прочный (читай - изготовленный в собственном металло-литейном цеху) крепеж и крутить по-максимуму (на адекватном плече естественно) конечно хорош, однако редко это бывает возможно.

01111990n писал(а):
и шпильку при сильной нагрузке просто сорвало..точнее резьбу с нее сорвало.

Мое глубокое убеждение заключается в том, что любое соединение должно быть "гибким", подвижным. Ибо рвется там, где наиболее жестко. Заметьте - не гайка сильно привинчена, а там, где нет степени свободы, чтобы компенсировать механические, тепловые и прочие нагрузки. Поэтому грамотный конструктор должен закладывать подобные "амортизируещие" элементы в конструкцию изделия.

 Профиль  
                  
 
 Re: стопорение резьбовых соединений.
Сообщение29.06.2011, 08:29 


09/06/06
367
Зачеканивать.

 Профиль  
                  
 
 Re: стопорение резьбовых соединений.
Сообщение29.06.2011, 10:13 
Заблокирован
Аватара пользователя


06/06/11

1702
53°46'25"N 87°7'47"E
ГАЗ-67 в сообщении #463297 писал(а):
Зачеканивать.
Поясните:
Цитата:
Зачеканивать -- Уплотнять швы, стыки металлических изделий расплющиванием краев или заполнением каким-л. составом.
Как зачеканить резьбовое соединение?

 Профиль  
                  
 
 Re: стопорение резьбовых соединений.
Сообщение29.06.2011, 10:38 
Заслуженный участник


21/05/11
897
Вы воду в ступе толчёте.
Чтобы застопорить резьбовое соединение с возможностью его дальнейшего разъёма применяется нанесение эмали типа ЭП-51 на резьбу.
Чтобы застопорить резьбовое соединение с условной возможностью его дальнейшего разъёма применяется нанесение клея типа ВК-9 на резьбу. Соединение становится разъёмным только после его нагрева, например газовой горелкой. При обычных условиях соединение неразъёмное.
Применение гроверов и т.п. приводит к нарушению антикоррозийного покрытия поверхностей и ускоренному ржавлению.

 Профиль  
                  
 
 Re: стопорение резьбовых соединений.
Сообщение29.06.2011, 20:39 
Заблокирован
Аватара пользователя


06/06/11

1702
53°46'25"N 87°7'47"E
e2e4 в сообщении #463289 писал(а):
Тема очень заинтересовала.
Тема, конечно, очень интересная, и касается не только механики, но и всех смежных инженерных дисциплин. Я — инженер-электрик. Резьбовые соединения в нашей практике встречаются постоянно. Поэтому есть практический опыт, но теорию нам давали общую – в разделе «деталей машин». Поэтому моё мнение не является исчерпывающим (полным). Из теории помню, что резьба это разновидность клина. (Недостаток клина — плохо разбирается).
Цитата:
Скажите, кто как относится к применению контр-гаек? Что можете сказать "за" и "против"?
Применение контргаек основано на упругой и отчасти пластической деформации резьбы. Вот эта пластическая, т.е. остаточная деформация, и является основным недостатком конргаек (резьбу портит). Трудно «наощупь» определить где кончается упругая (т.е. восстановимая) деформация, и где начинается пластическая. А ведь основное достоинство резьбового соединения заключается в его разъёмности, т.е. многократности использования.
Цитата:
01111990n писал(а):
ведь при сварных соединениях получается мы ввариваем гайку и болт в изделие...что приваривается?

Можно ведь гайку и к корпусу приваривать...
Сварка тут является способом фиксации гайки. А гайку можно зафиксировать и относительно корпуса, и относительно винта.
Цитата:
01111990n писал(а):
на болтах и винтах ведь и функции возлагаются чуть другие чем на шпильки.

Можете поподробнее объяснить несведующему (без улыбки), почему другие?
Болт выполняет функции аналогичные клёпке — соединяет относительно тонкие детали. Работает на растяжение и сдвиг (срез).
У винта и шпильки функции одинаковые — крепёж тонкой детали к толстой. Различия заключаются в том, что шпилька работает на сдвиг, а винт нет. (У винта нажатие слабее, поэтому на головке у него чаще употребляется шлиц под отвёртку).
Цитата:
01111990n писал(а):
и даже гайки разные для винтов, шпилек и болтов,

И это тоже...
Для винтов гайки обычно не употребляются, иначе это будет не винт а болт. О различии же гаек для болтов и шпилек мне неизвестно.
Цитата:
hvost_soroki писал(а):
Чтобы не сорвать резьбу в ответственых узлах, в заводских инструкциях по монтажу часто рекомендуют использовать динамометрический ключ, и указывают силу завичивания.

Тем не менее, ни разу за всю рабочую практику не видел вживую этого ключа, только на полках магазинов. Даже на оборонных заводах.
Тут-то и проявляется различие между русским и немецким рабочим. Русский рабочий «встал к станку» от «сохи» и у него нет не только почтения, но и понятия о тысячной доли миллиметра. Тогда как немецкий рабочий «встал к станку» из ремесленного цеха, который имел тысячелетнюю историю. (Другое дело то, что русский рабочий изобретательней немецкого. Опять же потому, что от сохи. Смотри — Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».) :-)
Цитата:

hvost_soroki писал(а):
Был у нас один товарищ, которому я никогда не доверял закручивать гайки -- обязательно резьбу сорвёт!

Есть такое понятие, как "чувство резьбы". Крутить до начала "предела текучести" я могу. Однако, не оставляет мысль, что это соединение довольно хорошее, но одноразовое - после откручивания/закручивания оно уже не годится. Вопрос: как без динамометрического ключа прикручивать так, чтобы было и надежно, и необратимых деформаций не происходило? Вариант ответа - применять особо-прочный (читай - изготовленный в собственном металло-литейном цеху) крепеж и крутить по-максимуму (на адекватном плече естественно) конечно хорош, однако редко это бывает возможно.
Тут либо «чувство резьбы», либо динамометрический ключ. Второе в ответственных узлах предпочтительней (см. случай с аварией на СШГЭС).
Цитата:
01111990n писал(а):
и шпильку при сильной нагрузке просто сорвало..точнее резьбу с нее сорвало.

Мое глубокое убеждение заключается в том, что любое соединение должно быть "гибким", подвижным. Ибо рвется там, где наиболее жестко. Заметьте - не гайка сильно привинчена, а там, где нет степени свободы, чтобы компенсировать механические, тепловые и прочие нагрузки. Поэтому грамотный конструктор должен закладывать подобные "амортизируещие" элементы в конструкцию изделия.
Упругость должна быть заложена во внутренней структуре винта (болта, шпильки). Если винт перекалён (хрупкий), то рано или поздно он разрушится. Если недокалён (вязкий), то будет плохо держать из-за пластической деформации.
Цитата:
Praded
Вы воду в ступе толчёте.
Чтобы застопорить резьбовое соединение...
Это не инженерные решения, а рекомендации «самоделкина».
Цитата:
Применение гроверов и т.п. приводит к нарушению антикоррозийного покрытия поверхностей и ускоренному ржавлению.
Не каждая деталь имеет антикоррозийное покрытие.
Имеется общая рекомендация — покрывать густой смазкой крепёжные резьбовые узлы для предохранения их от коррозии.
Где-то давно читал рекомендацию автолюбителя. После покупки нового автомобиля необходимо отвинтить все резьбовые соединения (особенно на днище) и смазать резьбу густой смазкой. Иначе через годик вам не удастся разобрать ни одного резьбового соединения, т.к. заржавеют.
С тех пор не только сам, но и своих рабочих заставлял смазывать резьбу.

 Профиль  
                  
 
 Re: стопорение резьбовых соединений.
Сообщение29.06.2011, 21:32 
Заслуженный участник


21/05/11
897
hvost_soroki в сообщении #463533 писал(а):
Это не инженерные решения, а рекомендации «самоделкина».

Эти рекомедации взяты из ОСТ, который начинается с цифр 92, если что (и если вам это что-то говорит).
А вот рассуждения на тему: "Как закручивать гайку, если нет моментного ключа", - можно продолжить.
1. Нет моментного ключа - закручивай простым.
2. Нет ключа - закручивай пассатижами.
3. Отсутствуют пассатижи - применяй зубило и молоток.
5. Нет зубила - с помощью кувалды используй болт, как заклёпку.
6. Нет болта - забей в отверстие деревянную чурку.
7. Нет чурки - скажи: "Ну и хрен с ним".

 Профиль  
                  
 
 Re: стопорение резьбовых соединений.
Сообщение29.06.2011, 23:35 
Заблокирован
Аватара пользователя


06/06/11

1702
53°46'25"N 87°7'47"E
Praded в сообщении #463562 писал(а):
hvost_soroki в сообщении #463533 писал(а):
Это не инженерные решения, а рекомендации «самоделкина».
Эти рекомедации взяты из ОСТ, который начинается с цифр 92, если что (и если вам это что-то говорит).
Действительно, есть такой отраслевой стандарт. Клеи и герметики для резьбы продаются… Но в электротехнике не применяются. По крайней мере я с этим не сталкивался.
Наткнулся на более подробное обсуждение этой темы:
Цитата:
На что сажать крепеж?
http://www.fsapr2000.ru/lofiversion/index.php/t10304.html


Цитата:
А вот рассуждения на тему: "Как закручивать гайку, если нет моментного ключа", - можно продолжить.
1. Нет моментного ключа - закручивай простым.
2. Нет ключа - закручивай пассатижами.
3. Отсутствуют пассатижи - применяй зубило и молоток.
5. Нет зубила - с помощью кувалды используй болт, как заклёпку.
6. Нет болта - забей в отверстие деревянную чурку.
7. Нет чурки - скажи: "Ну и хрен с ним".
Это яркий пример изобретательности русского рабочего! Немецкий рабочий будет действовать строго по технологической карте. (Как говорит Задорнов — ох и тупые…).

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 12 ] 

Модераторы: photon, profrotter, Парджеттер, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group