2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Кризис ТОЭ?
Сообщение08.05.2011, 17:16 


02/04/10
19
Здравствуйте, уважаемые форумчане! С наступающим всех праздником 9 мая!
Выскажите, пожалуйста, ваше мнение по поводу этой статьи:
http://model.exponenta.ru/lectures/sml_06.htm
Заранее спасибо за ответы!

 Профиль  
                  
 
 Re: Кризис ТОЭ?
Сообщение08.05.2011, 21:05 
Модератор
Аватара пользователя


16/02/11
3788
Бурашево
На мой взгляд имеет место преувеличение в рассуждениях о том, что все учебники ТОЭ исполнены методами анализа цепей, пригодными лишь для ручного счёта. Неправда. Речь скорее всего о методах эквивалентных преобразований схем, методе узловых напряжений и методе контурных токов. Не так уж много.
Обязательным при изучении ТОЭ является понимание что есть линейная и что есть нелинейная цепь, принципа суперпозиции и принципа транспозиции, знание временных и частотных характеристик цепей, владение методом компелксных амплитуд, владение временным, частотным и операторным методами анализа цепей, приобретение первичных знаний о синтезе цепей, о резонансных явлениях в цепи и тп. Физика тут далеко не исчерпывается закономи Ома и Кирхгофа.
Основным недостатком методики преподавания курса ТОЭ мне видится использование задач, которые предлагаются студентам: рачёт уже трёхконтурной цепи является занятием довольно громоздким и какому-либо пониманию не способствует, вызывает скорее отвращение.
Но самой существуенной методичекой ошибкой, которая к сожалению имеет место в большинстве вузов, является постановка курсов, в рамках которых студентов заставляют осваивать некоторое готовое программное обеспечение. Освоение готовых программ - это скорее уровень ПТУ, максимум техникума, но никак не вуза! Поэтому следует говорить не о кризисе курса ТОЭ, а о необходимости введния него разделов, касающихся моделирования электрических цепей, причём моделирование должно преподаваться на том уровне, который позволяет студенту, освоившему курс, выполнять самостоятельную разработку моделирующих программ, что и предложить ему доказать в рамках выполнения курсовой работы, заменив нудный и бесполезный ручной счёт многоконтурных цепей, который предлагается студентам в настоящее время. Пусть это будут не универсальные программы, пусть они не будут снабжены удобным графическим интерфейсом, не будут ориентированы на какого-либо конечного пользователя, пусть будут лишь моделировать одну, конкретно заданную цепь, - в рамках курсовой работы это не существенно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кризис ТОЭ?
Сообщение08.05.2011, 21:22 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7134
Есть предложение. Не ограничиваться узкой темой расчёта цепей преобразования энергии. Вообще, рассмотреть применение математических и САПРовских программ в образовании (чтобы всем было интересно). И перенести тему в "Вопросы преподавания". Судя по вопросам, поступающим на форум, студентов натаскивают на бездумное решение стандартных вычислительных задач типа вычисления пределов, интегралов и т.д. Эти задачи с успехом решает компьютер. Надо ли умение решать такие задачи современному инженеру - не знаю. У меня знакомые, что работают в КБ на заводе, сидят за крутыми САПРовскими программами. Конечно, общее понимание, как работают такие программы, и что они там вычисляют, безусловно необходимо. Хотя бы для того, чтобы правильно поставить задачу компьютеру. А вот насчёт того, чтобы вычислить интеграл - нужно ли это инженеру - не знаю. Что касается темы по ссылке. Сам столкнулся с близкой задачей. Как расчитать электронный усилитель? Программа MicroCap мне в этом сильно помогла. Я стал понимать - что там в усилителе что к чему. И на пальцах его я бы его не расчитал. И от этого не комплексую.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кризис ТОЭ?
Сообщение10.05.2011, 13:08 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


31/10/06
371
РФ, РК, г.Симферополь
Курс ТОЭ включает в себя, вообще говоря, три раздела: теория электрических и магнитных цепей, теория электрических машин и теория поля. По специальности 05.09.05 "Теоретическая электротехника" защищаются диссертации как по теории цепей, так и по теории поля. Теория электрических машин выделена в отдельную специализацию "Электрические машины и аппараты". Между прочим, если просмотреть авторефераты диссертаций по специальности "Теоретическая электротехника", то можно заметить, что большинство из них посвящены как раз теории анализа и синтеза цепей. Причем, на Украине очень сильная Львовская школа, на мой взгляд весьма продуктивная. По электрическим машинам и аппаратам защит в несколько раз больше чем по Теоретической электротехники.
Когда я начал вести спецкурс ТОЭ на третьем курсе я был поражен тем, что многие студенты не в состоянии решить систему уравнений, не знают даже метода Гаусса, не знают комплексных чисел и многое другое. Современному студенту лишний раз поработать руками не лишне!
Я абсолютно уверен в том, что студенты должны уметь брать интегралы, вычислять пределы, решать системы алгебраических уравнений и т.д. Просто осваивать стандартные программы для нашего студента (то есть студента, прошедшего через нашу среднюю школу, пофигизм некоторых преподавателей младших курсов, указы ректора о запрете отчислять студентов, и, в конце концов, всеобъемлющий развал) не годится!
Как-то разговорился с одним коллегой-аспирантом. Название его работы включает такие слова "Численное решение задачи .... СВЧ..." (точное название не помню). Я спрашиваю на каком языке он пишет программу. Он отвечает, что пользуется стандартной. Я спрашиваю, каким методом твоя программа решает СЛАУ.
-"А что такое СЛАУ?"
Затем, когда мне на курсе "Численные методы", попались студенты, у которых упомянутый аспирант был куратором, и, он зачем-то принялся писать за них программы, он был сильно оскорблен тем, что я эти программы не принимаю. Потому-что мои требования сводятся не просто к написанию алгоритма, но и к выведению невязок решений, оценок погрешности и т.п. То есть, студент должен четко осознавать, что есть приближенное решение, и должен уметь доказать, что его алгоритм работает правильно. У молодого специалиста, пользующегося стандартными программами не формируется культуры преподавания подобных курсов (речь идет конечно не о всех). Он к стандартной программе относится как к эталону.
Я думаю, что кризис ТОЭ нельзя рассматривать в отдельности. Это не более чем частное следствие более общего кризиса в преподавании физических и технических дисциплин.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кризис ТОЭ?
Сообщение10.05.2011, 19:31 


04/04/11
106
Периодически надо решать ручками даже если вроде хорошо знаешь. У меня на первом курсе матр. алгебру вели так , что думал никогда не забуду, что -то конечно помню, но все начало быстро забываться когда начали все решать в Exel-e. Что уж говорить о чем-то более навороченном.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 

Модераторы: photon, profrotter, Парджеттер, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group