2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




 
 Кризис ТОЭ?
Сообщение08.05.2011, 17:16 
Здравствуйте, уважаемые форумчане! С наступающим всех праздником 9 мая!
Выскажите, пожалуйста, ваше мнение по поводу этой статьи:
http://model.exponenta.ru/lectures/sml_06.htm
Заранее спасибо за ответы!

 
 
 
 Re: Кризис ТОЭ?
Сообщение08.05.2011, 21:05 
Аватара пользователя
На мой взгляд имеет место преувеличение в рассуждениях о том, что все учебники ТОЭ исполнены методами анализа цепей, пригодными лишь для ручного счёта. Неправда. Речь скорее всего о методах эквивалентных преобразований схем, методе узловых напряжений и методе контурных токов. Не так уж много.
Обязательным при изучении ТОЭ является понимание что есть линейная и что есть нелинейная цепь, принципа суперпозиции и принципа транспозиции, знание временных и частотных характеристик цепей, владение методом компелксных амплитуд, владение временным, частотным и операторным методами анализа цепей, приобретение первичных знаний о синтезе цепей, о резонансных явлениях в цепи и тп. Физика тут далеко не исчерпывается закономи Ома и Кирхгофа.
Основным недостатком методики преподавания курса ТОЭ мне видится использование задач, которые предлагаются студентам: рачёт уже трёхконтурной цепи является занятием довольно громоздким и какому-либо пониманию не способствует, вызывает скорее отвращение.
Но самой существуенной методичекой ошибкой, которая к сожалению имеет место в большинстве вузов, является постановка курсов, в рамках которых студентов заставляют осваивать некоторое готовое программное обеспечение. Освоение готовых программ - это скорее уровень ПТУ, максимум техникума, но никак не вуза! Поэтому следует говорить не о кризисе курса ТОЭ, а о необходимости введния него разделов, касающихся моделирования электрических цепей, причём моделирование должно преподаваться на том уровне, который позволяет студенту, освоившему курс, выполнять самостоятельную разработку моделирующих программ, что и предложить ему доказать в рамках выполнения курсовой работы, заменив нудный и бесполезный ручной счёт многоконтурных цепей, который предлагается студентам в настоящее время. Пусть это будут не универсальные программы, пусть они не будут снабжены удобным графическим интерфейсом, не будут ориентированы на какого-либо конечного пользователя, пусть будут лишь моделировать одну, конкретно заданную цепь, - в рамках курсовой работы это не существенно.

 
 
 
 Re: Кризис ТОЭ?
Сообщение08.05.2011, 21:22 
Аватара пользователя
Есть предложение. Не ограничиваться узкой темой расчёта цепей преобразования энергии. Вообще, рассмотреть применение математических и САПРовских программ в образовании (чтобы всем было интересно). И перенести тему в "Вопросы преподавания". Судя по вопросам, поступающим на форум, студентов натаскивают на бездумное решение стандартных вычислительных задач типа вычисления пределов, интегралов и т.д. Эти задачи с успехом решает компьютер. Надо ли умение решать такие задачи современному инженеру - не знаю. У меня знакомые, что работают в КБ на заводе, сидят за крутыми САПРовскими программами. Конечно, общее понимание, как работают такие программы, и что они там вычисляют, безусловно необходимо. Хотя бы для того, чтобы правильно поставить задачу компьютеру. А вот насчёт того, чтобы вычислить интеграл - нужно ли это инженеру - не знаю. Что касается темы по ссылке. Сам столкнулся с близкой задачей. Как расчитать электронный усилитель? Программа MicroCap мне в этом сильно помогла. Я стал понимать - что там в усилителе что к чему. И на пальцах его я бы его не расчитал. И от этого не комплексую.

 
 
 
 Re: Кризис ТОЭ?
Сообщение10.05.2011, 13:08 
Аватара пользователя
Курс ТОЭ включает в себя, вообще говоря, три раздела: теория электрических и магнитных цепей, теория электрических машин и теория поля. По специальности 05.09.05 "Теоретическая электротехника" защищаются диссертации как по теории цепей, так и по теории поля. Теория электрических машин выделена в отдельную специализацию "Электрические машины и аппараты". Между прочим, если просмотреть авторефераты диссертаций по специальности "Теоретическая электротехника", то можно заметить, что большинство из них посвящены как раз теории анализа и синтеза цепей. Причем, на Украине очень сильная Львовская школа, на мой взгляд весьма продуктивная. По электрическим машинам и аппаратам защит в несколько раз больше чем по Теоретической электротехники.
Когда я начал вести спецкурс ТОЭ на третьем курсе я был поражен тем, что многие студенты не в состоянии решить систему уравнений, не знают даже метода Гаусса, не знают комплексных чисел и многое другое. Современному студенту лишний раз поработать руками не лишне!
Я абсолютно уверен в том, что студенты должны уметь брать интегралы, вычислять пределы, решать системы алгебраических уравнений и т.д. Просто осваивать стандартные программы для нашего студента (то есть студента, прошедшего через нашу среднюю школу, пофигизм некоторых преподавателей младших курсов, указы ректора о запрете отчислять студентов, и, в конце концов, всеобъемлющий развал) не годится!
Как-то разговорился с одним коллегой-аспирантом. Название его работы включает такие слова "Численное решение задачи .... СВЧ..." (точное название не помню). Я спрашиваю на каком языке он пишет программу. Он отвечает, что пользуется стандартной. Я спрашиваю, каким методом твоя программа решает СЛАУ.
-"А что такое СЛАУ?"
Затем, когда мне на курсе "Численные методы", попались студенты, у которых упомянутый аспирант был куратором, и, он зачем-то принялся писать за них программы, он был сильно оскорблен тем, что я эти программы не принимаю. Потому-что мои требования сводятся не просто к написанию алгоритма, но и к выведению невязок решений, оценок погрешности и т.п. То есть, студент должен четко осознавать, что есть приближенное решение, и должен уметь доказать, что его алгоритм работает правильно. У молодого специалиста, пользующегося стандартными программами не формируется культуры преподавания подобных курсов (речь идет конечно не о всех). Он к стандартной программе относится как к эталону.
Я думаю, что кризис ТОЭ нельзя рассматривать в отдельности. Это не более чем частное следствие более общего кризиса в преподавании физических и технических дисциплин.

 
 
 
 Re: Кризис ТОЭ?
Сообщение10.05.2011, 19:31 
Периодически надо решать ручками даже если вроде хорошо знаешь. У меня на первом курсе матр. алгебру вели так , что думал никогда не забуду, что -то конечно помню, но все начало быстро забываться когда начали все решать в Exel-e. Что уж говорить о чем-то более навороченном.

 
 
 [ Сообщений: 5 ] 


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group