Последний раз редактировалось Fgolm 10.05.2011, 22:18, всего редактировалось 1 раз.
Курс ТОЭ включает в себя, вообще говоря, три раздела: теория электрических и магнитных цепей, теория электрических машин и теория поля. По специальности 05.09.05 "Теоретическая электротехника" защищаются диссертации как по теории цепей, так и по теории поля. Теория электрических машин выделена в отдельную специализацию "Электрические машины и аппараты". Между прочим, если просмотреть авторефераты диссертаций по специальности "Теоретическая электротехника", то можно заметить, что большинство из них посвящены как раз теории анализа и синтеза цепей. Причем, на Украине очень сильная Львовская школа, на мой взгляд весьма продуктивная. По электрическим машинам и аппаратам защит в несколько раз больше чем по Теоретической электротехники. Когда я начал вести спецкурс ТОЭ на третьем курсе я был поражен тем, что многие студенты не в состоянии решить систему уравнений, не знают даже метода Гаусса, не знают комплексных чисел и многое другое. Современному студенту лишний раз поработать руками не лишне! Я абсолютно уверен в том, что студенты должны уметь брать интегралы, вычислять пределы, решать системы алгебраических уравнений и т.д. Просто осваивать стандартные программы для нашего студента (то есть студента, прошедшего через нашу среднюю школу, пофигизм некоторых преподавателей младших курсов, указы ректора о запрете отчислять студентов, и, в конце концов, всеобъемлющий развал) не годится! Как-то разговорился с одним коллегой-аспирантом. Название его работы включает такие слова "Численное решение задачи .... СВЧ..." (точное название не помню). Я спрашиваю на каком языке он пишет программу. Он отвечает, что пользуется стандартной. Я спрашиваю, каким методом твоя программа решает СЛАУ. -"А что такое СЛАУ?" Затем, когда мне на курсе "Численные методы", попались студенты, у которых упомянутый аспирант был куратором, и, он зачем-то принялся писать за них программы, он был сильно оскорблен тем, что я эти программы не принимаю. Потому-что мои требования сводятся не просто к написанию алгоритма, но и к выведению невязок решений, оценок погрешности и т.п. То есть, студент должен четко осознавать, что есть приближенное решение, и должен уметь доказать, что его алгоритм работает правильно. У молодого специалиста, пользующегося стандартными программами не формируется культуры преподавания подобных курсов (речь идет конечно не о всех). Он к стандартной программе относится как к эталону. Я думаю, что кризис ТОЭ нельзя рассматривать в отдельности. Это не более чем частное следствие более общего кризиса в преподавании физических и технических дисциплин.
|