Meta писал(а):
Сознание — только способность соотнесения себя с миром, способность отлучения себя от всего остального.
Простейшее проявление сознания - Выбор.
Выбор
Действие или бездействие осуществляемое творением, не описываемое законами физики, статистики и теории вероятности. Обратная связь между душой творения и договором.
К сожалению, никак не удается ограничиться хоть в какой-то степени удовлетворительным определением сознания, построенным по схеме "сознание - это только... (или: ни что иное, как...)"
Представленное в приведенной цитате определение, в сущности, является одной из разновидностей классического определения сознания: "сознание - это высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущей только человеку как общественно-политическому существу" ("Психология. Словарь", М.: 1990, с.368). В этом определении термин "отражение" понимается как всеобщее свойство материи воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов. Характер же отражения, естественно, зависит от уровня организации материи, но всегда в мире живого организма связан с нервным субстратом и нервными импульсами.
Поэтому первая часть определения сознания в приведенной цитате (способность соотнесения себя с миром) есть, в сущности, то же отражение из классического определения. Вторая часть цитируемого определения (способность отлучения себя от всего остального) есть, в конечном итоге, свобода (т.е. способность поступить так, как хочется), или выбор (в этом смысле выбор как простейшее проявление сознания, приводимый уважаемым Meta, в рамках данного определения абсолютно закономерен. Кстати, откуда взято приводимое Вами определение выбора? никогда такого не встречал).
Но неувязка в том, что ни первая, ни вторая части рассматриваемого упрощенного определения ничего, в сущности, не определяют.
Почему? Сейчас поясню.
1 часть. Способность соотнесения себя с миром=отражение из классического определения.
При таком подходе сознание предстает как эмерджентное, т.е. соответствует именно и только высшему уровню сложности организации ЦНС. Т.е. тут не определение, а простой повтор одного и того же положения разными словами. С другой же стороны - сознание как отражение на уровне первичной и непосредственной чувствительности оказывается связанным с первичными, начальными и простейшими формами и уровнями организации материи. Поэтому такое первичное сознание просто обязано иметь просто выявляемую и вполне конкретную локализацию в нервном субстрате. А ее нет.
Еще возникающий при таких попытках определения вопрос: поскольку, по определению, сознание - это высший уровень отражения, присущий любой материи и зависящий только от уровня ее организации, то будет ли иметь искусственная вычислительная машина с достаточно большой внутренней связностью и орагнизацией все признаки, обычно приписываемые сознанию?
Как ни крути, но чисто механическая орагнизация разума доложна действовать только до некоторого предела, только до некоторого уровня организационной сложности, начиная с которого сознание проявит уже эмерджентные (системные) качества. Но, опять же по определению отражения, бессознательная чувтвительность (или раздражимость, осведомленность в других терминах) присуща всем без исключения подвидным организмам. По определению сознания, оно также есть то же самое отражение, но отличющееся от упомянутой чувствительности только уровнем организации нервного субстрата. Но тогда эта первичная бессознательность есть нечто вроде первичного "прасознания", и, следовательно, возникающая в процессе эволюции эмерджентность сознания - миф!!! Эмерджентным тогда должно считаться именно бессознательное, как присущее более ранней, первичной чувствительности. В этом, кстати, есть очень большой смысл, но это уведет нас в сторону.
Как вывод: определяя сознание первой частью из цитаты (как способность соотесения себя с миром, т.е. отражением) мы далеко не исчерпываем все эмпирические проявления сознания. Т.е. такое определение частично, ограничено частным подходом и неполно.
2 часть. Сознание как способность отлучения (? - мне кажется, что термин не очень удачный, как Вы думаете) себя от мира = выбор = свобода. Что тут сказать? Тут надо или говорить очень много, или очень мало. Ведь, в сущности, проблема свободы соврешенно не решена. Поэтому в эту область в рамках формата форума лучше вообще не соваться (банальные афоризмы типа "свобода - осознанная необходимость" не прокатят: в большинстве своем, как любой афоризм, просто неверны или верны с огромным количеством оговорок. В частности приведенный афоризм есть упрощенное почти до идиотизма изложение известной философской задачи: будучи не ограниченной по определению, свобода как раз должна предполагать этику, чтобы сделать людей неограниченно ответственными за все то, что они делают и позволяют делать другим. Можно ли вот так бегло, походя затрагивать эту проблему?!) Поэтому, касательно нашей темы, ограничусь проведением довольно очевидной логической цепочки:
свобода выбора + воление (импульс, желание) выбора = выбор.
Как хорошо видно, тут тоже масса неясного и такого, что само требует определений. Тогда вопрос: можно ли определять что-либо через неопределенное? Вряд ли такое определение может что-либо прояснить. Поэтому и эта часть весьма и весьма уязвима.
Вот, собственно, и все в общих чертах. Опять же прошу простить за некоторый возможный сумбур в логике и изложении, т.к. пишу "на коленке".