Я имел в виду (в таком случае) -- можно ли исключить и (1), и (2), построив при этом содержательную математическую теорию (например, хотя бы классических (можно считать "студенческих") разделов анализа/алгебры/геометрии) ?
Насколько я знаю, (1) - это довольно фундаментальная вещь, связанная с понятием отрицания как такового. Т.е. если у нас в логике так или иначе вводится понятие "универсальной лжи" ("абсурда")
, то формулой (1) и
определяется отрицание. И наоборот, если у нас в логике так или иначе вводится понятие отрицания, то вывод из
противоречивого высказывания (т.е. некоего
, где
- любая тавтология соответствующего исчисления высказываний) автоматически должен рассматриваться как отрицание
- иначе получится, что мы принимаем противоречивые теории, т.е. такие теории, которые доказывают что угодно.
Что касается логик без отрицания в принципе, то таковые, насколько я знаю, существуют. Правда я не уверен, что на них можно построить в привычном для нас смысле "содержательную" математику. Например, в этой логике можно будет утверждать, что число
рационально, но нельзя утверждать, что число
- иррационально. Понятие иррациональности просто нельзя будет ввести. Т.е. действительные числа, про которые не доказано, что они рациональные, будут интерпретироваться как "неизвестно какие" (может быть рациональные, а может и нет).