2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Вопрос по логике о доказательствах от противного
Сообщение20.10.2010, 08:07 


07/08/09
61
СПб
Сразу оговорюсь, что не являюсь специалистом по логике, а поэтому заранее прошу прощения за не слишком формализованный вопрос, но думаю, что он будет понятен и без этого.

Вопрос: Всякое ли доказательство от противного можно "переделать впрямую"?

Например, хорошо известны доказательства от противного бесконечности множества простых чисел, иррациональности $\sqrt2$, многочисленных утверждений в основаниях евклидовой геометрии ... . Всякое ли такое утверждение, которое "стандартно" доказывается от противного, можно доказать и не прибегая к этому методу или же... бывает так, что нет?

Очень рассчитываю на ответ специалистов, хотя интересно мнение и всех.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос по логике о доказательствах от противного
Сообщение20.10.2010, 08:57 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


28/09/06
10493
Тут главное не путать доказательство от противного с опровержением посредством приведения к абсурду. Опровержение посредством приведения к абсурду вытекает из следующей тавтологии исчисления высказываний:

$(P \rightarrow \bot) \rightarrow \neg P$, где $\bot$ - т.н. "универсальная ложь" или "абсурд". В арифметике, например, в качестве $\bot$ может выступать $0=1$.
В каком-то смысле эту тавтологию можно рассматривать как определение отрицания.

Примеры, о которых говорите Вы, являются большей частью примерами опровержений путём приведения к абсурду. Скажем, предположение о существовании максимального простого числа сводится к противоречию с аксиомами арифметики, отсюда следует его НЕсуществование, т.е. неограниченность множества простых чисел сверху.