བཅུད་ལེན་
rejuvenation practice; extracting the essence; rasayana. One of the eight common siddhis/accomplishments {thun mong gi dngos grub brgyad} extraction of nutrients, [the art of] extracting essence, alchemy. a means of extracting the elixir of minerals from the earth and subsisting upon it. essence-extract, extracting essences extraction of nutrients; alchemy / extracting the quintessence
http://www.thdl.org/reference/translation-tool.html
Тема о bcud-len для меня новая.
Я изучал лекарства для лечения болезней, о продлении здоровой жизни как-то не задумывался.
Попробую собрать материал для оценки доступности сырья и технологий приготовления.
Вот первая ласточка.
Орфография цитируемого источника сохранена.
Сумати Праджня, «Кунпан дудзи ньингпо» - бурятский рецептурник тибетской медицины: - Пер. с тибет., предисл. Д.Б. Дашиева. УДК 615.89( 954.5).
247. [л. 25а] «Солнечный диск, освещающий»: гранат 100, корица 010, кардамон настоящий 010, перец длинный 010, шафран 010, перец черный 050, купена приземистая 005, купена ароматная 010, горичник 005, пион белоцветковый 005 и якорцы 030. Состав помогает при ма-жу, болезнях холода в почках и в пояснице, задержке мочи, болезнях холода в желудке, распространение по телу червей и чху-сер, болезнях бедер, дрег, скйа-рбаб, ор, дму-чху, лхен-скран и болезнях, вызванных слизью. Он дает долголетие, здоровье, лечит старость, служит эликсиром бчуд-леном, приносит телу полное благоденствие и покой.
596. Из трактата «Драгоценная суть самого необходимого». Птичье мясо 15 (шо), «три плода» по 3 шо, кальцит, корица, морская соль, перец длинный, девясил высокий, редька белая, редька желтая, черный перец, куркума культурная, сыть и имбирь по 2 шо – это состав «Птичье мясо-15». Принимают его сразу после еды, запивая мясным бульоном, тогда он станет как эликсир жизни «бчуд-лен», который усиливает огонь желудка, уравновешивает первоэлементы и укрепляет тело.
1096. Из «Разных (рецепов)»: «Кланяюсь богине Сарасвати! Миробалан хебула «золотистый», солодку, ластовник, эмблику, сосну, тмин и перец длинный в равных дозах истолочь и скатать на меду в пилюли. Они улучшают состояние языка и горла, придают голосу звучность, памяти – ясность, действуют как эликсир бчуд-лен. Если эти пилюли принимать по утрам по одному срангу, у человека улучшится цвет и внешний вид, он очистится от скверны, обретет запах сандала и силу слона; у него обострится память, станут ясными органы чувств; в старости он не поседеет и доживет до ста лет. Лекарство это было составлено во времена риши Пхур-бу. Наставление по его приготовлению надо хранить в сердце.
1103. Из «Тантры наставлений» (л. 267 б4-5): Глава об укрепляющих средствах бчуд-лен. «Сначала нужно сделать очищение составом из миробалана хебула, эмблики, морской соли, перца длинного, аира, имбиря свежего, куркумы культурной и прутняка с патокой и коровьей мочой. Если эликсир бчуд-лены и средства, усиливающие потенцию назначить без очищения, это все равно, что краску наносить на грязь – не будет никакого толку» (конец цитаты).
1104. Из «Собрания методов (леченя)». Дозировка укрепляющего состава с ветреницей длинноволосой: ветреница 400, миробалан хебула 8 плодов, миробалан беллерический 25 плодов без косточек, эмблика без косточек 207, ятрышник хорошего качества 11 срангов и 7 шо, перец длинный 104, мумие 200, кальцит 200 и «пять эликсиров богов, клу, людей, риши и даков», каждый по 209, измельчить и сделать сгущенный отвар на 11 бре чистой воды без примеси солей. Отвар процедить, добавить 3 нйаг и 3 спор коровьего масла и порошок лекарств следующего состава: миробалан хебула 3 плода, гранат 013, корица 013, кардамон настоящий 012, перец длинный 012, ветреница длинноволосая 040, [л. 132б] осока двух видов 090, шафран 005, каменная соль 023, ятрышник 042, змея «железная» 030, сахар леденцовый 10 нйагов, патока 080, мед кипяченый 140 и размешать. Если у больного желудочный огонь сильный, состав принимать по утрам, а если слабый – по вечерам или после обеда по одной ложке. Образ жизни и питание как при приеме эликсиров бчуд-лен вообще.
Расскажу наставление о «Пяти эликсирах бчуд-лен». Главным из них является эликсир богов – ветреница длинноволосая, она обладает сотней достоинств, гасит жар крови и желчи. Эликсир драконов-клу – ятрышник обладает сотней достоинств, укрепляет тело, порождает семя. Эликсир мудрецов-риши – миробалан хебула «золотистый» обладает сотней достоинств, уравновешивает первоэлементы тела. Эликсир небожителей-даков – кальцит обладает сотней достоинств, разбивает и успокаивает слизь. Эликсир людей – патока, сладкая, «тяжелая» и «маслянистая», успокаивает ветер. [л. 133а] И все они вместе приводят в гармонию нарушенное равновесие между первоэлементами и поэтому считаются эликсирами бчуд-лен.
Правило их приготовления приводится ниже из трактата «Подробные наставления»: «Если доша – эти основы болезней – не придут в гармонию полностью, нужно назначить подходящего противника ветру. Против слизи и желчи действует ветреница длинноволосая. На первоэлементы действует могучий ятрышник. А миробалан хебула порождает все. Пилюли готовят величиной с катышки помета оленя «ша» и благословляют их мантрой «трех зерен». Для этого в первый день лунного месяца надо лекарю самому представить себя божеством. Из символа (букв. зерно) «хаум» в своем сердце лекарь представляет белую дакиню с ножом гри-гуг в правой руке и с чашей из черепа, наполненной эликсиром – в левой. Из «хаум» сердца дакини расходится сияние, которое, собрав соки (бчуд) сансары и нирваны, погружается в эликсир. Далее лекарь представляет, как он пробует этот эликсир, и как этот эликсир по трем сосудам в центре его сердца расходится по другим сосудам внутри его тела.
[л. 133б] О дополнительных достоинствах этих пилюль «Подробных наставлениях» говорится далее так: «Тело от них наливается красотой, силой, ловкостью; знания делаются ясными, зрение – острым, человек видит ночью так же хорошо, как днем, ему покоряются боги-лха и демоны-дре.
Проводниками к «пяти эликсирам» берут «шесть хороших», купену приземистую, «три горячих», купену ароматную и горичник – это их обычная свита. А если проводниками взять мясо грифа или баранину прошлогодней засушки, они придадут телу особую крепость. Даже если человек не нуждается в лечении, эти пилюли делают более успешной его медитацию. Можно готовить эликсир «укрощенный», от которого бывает ясность знаний, расцвет тела и такое внутреннее чувство, как будто достал солнце и луну, что забрался на гору Сумеру, что тебе покоряются все лха и дре.
1106. Считается, что состав из змеи «железной», осоки и «трех плодов» подавляет глазные болезни. В период лечения запрещается есть душистые травы, прокисшее и сырое, все, что не подходит телу и истощает силы. [л. 134а] Поведение: избегать страсти и ленности, поддерживать равновесие жара и холода, не доводить себя до потения.
1107. Из «Тантры наставлений» (л.268 а3): «Если в течение месяца есть красный перец с медом и маслом и только ту пищу, которая подходит конституциональному типу, то удлинится жизнь, тело расправится, усилится огненное тепло – вот спасение людей типа слизи, предрасположенных к болезням холода» (конец цитаты).
1121. [л. 136а ] Расскажу о разряде лекарственных масел. Миробалан хебула 30 срангов, миробалан беллерический 25 срангов, эмблика 25 срангов, купена приземистая, купена ароматная, горичник, пион белоцветковый и якорцы по одному срангу, ятрышник 150, зерна граната 500, имбирь 050, перец длинный 155, перец черный 100, кальцит 300, мумие 200, кардамон настоящий 050, зерумбет 050, полынь холодная 100, плоды можжевельника ложноказацкого 100, эфедра 100 и багульник 100 – все это раздробить, измельчить, залить тремя кувшинами воды и кипятить, пока не выпарится два кувшина воды. Оставшуюся массу процедить через белую тряпку или чистое сито, в жидкую часть добавить десять срангов топленого масла и кувшин [л. 136б] парного коровьего молока и снова поставить на огонь и время от времени помешивать палочкой из сухого ивового дерева, у которого выветрился собственный запах. По мере выкипания жидкоcти постепенно внести в состав четыре ргйа-ма топленого масла. Когда хорошо будет видна граница между прозрачной частью и мутным осадком, капельку сверху снять и бросить на огонь. Если она сгорит без потрескивания – значит масло готово. Кувшин снять с огня и прозрачную верхнюю часть процедить через сито в фарфоровую посуду. Оставшуюся мутную часть можно отдать простолюдинам, она также полезна для здоровья.
1121 (а). О приготовлении лекарственного масла «Ба-сам». Сперва вытягивают патоку. В большой ковш влить ргйа-ма патоки, восемь срангов меда и кувшин воды и кипятить, помешивая на слабом огне. Когда вся вода испарится, каплю патоки сбросить в холодную воду. Если капля в воде не расплывется, а наоборот, свернется твердым шариком – готово. Горшок снять с огня и в прохладном месте «вытягивать» патоку несколькими слоями, похлопывая руками.
[л. 137а] О вытягивании меда. В малый ковш для воды влить ргйа-ма меда и все остальное сделать как для вытягивания патоки.
Приготовленные таким образом патоку и мед смешать с двумя ргйа-ма белого сахара. Дополнительные лекарственные вещества: мякоть плодов миробалана хебула 035, мякоть миробалана беллерического 025, мякоть плодов эмблики 015, имбирь 010, перец длинный 010, перец черный 010, красная соль 020, каменная соль 020, ятрышник 030, гранат 050, корица 020, бамбуковая манна 020, гвоздика 020, кардамон настоящий 020, кардамон средний 020, шафран 050 и мускатный орех 030 измельчить в порошок, смешать с медом, патокой, сахаром и ввести в расплавленное остывающее масло (см. состав 1121) и как следует размешать.
Из полученной массы раскатать пилюли размером чуть больше половины сустава большого пальца. [л. 137б ] Хранить эти пилюли в чистой посуде. Начиная с десятого месяца по монгольскому лунному календарю и до первого или до второго месяца нового года принимать по вечерам по одной пилюле. Об этом лекарственном масле «Ба-сам» в «Дополнительной тантре» сказано, что оно полезно при болезнях в верхней, нижней, внутренней, наружной и средней частях тела. Оно укрепляет силы тела, слабеющие к старости, улучшает сон и аппетит, расправляет скрюченные болезнями конечности. Если масло плохо усваивается, что может быть от переедания, вызывающего скопление крови и желчи или же от неподходящей пищи, надо принимать одновременно отвар «Каменная соль-4».
1131. Восемь срангов чеснока смешать с равным количеством масла из ячьего молока и двенадцать дней выдержать в груде ячменного зерна, и масло это превратится в эликсир бчуд-лен, который лечит все болезни ветра.
1138. Благоговею перед Учителем медицины и ради помощи тем, кто следует за нами, публикую здесь сокровенное тайное наставление о способе приготовления эликсира из ятрышника по наставлению, пожалованному мудрецами-сиддхи. [л. 140б] Ятрышник (букв. Рука Индры) упал на землю из пальцев Индры и стал здесь эликсиром. Он бывает пяти видов: мужской, женский, бесполый, богов-лха и демонов-дре. Мужской ятрышник имеет четыре пальца, женский – три, божественный – пять, бесполый – два, а ятрышник демонов-дре – один, он не используется. Для лечения мужчин лучше подходит женский вид ятрышника, а для лечения женщин - мужской.
Одно бре или 16 срангов ятрышника измельчить, залить водой без примеси солончаковых солей, поставить на слабый огонь и варить, пока не выкипит одна шестая часть воды. Затем отвар слить, добавить два бре или 32 сранга ячьего молока, поставить на огонь и по мере выкипания жидкости добавлять свежее ячье масло. Все это делается по «Наглядной тантре». В смесь отвара ятрышника и масла ввести шесть срангов чистого белого меда и столько же патоки. Когда из состава вся вода полностью испарится, добавить сахар и размешивать круговыми движениями. После полного растворения сахара ввести в полученное масло [л. 141а] гранат 030, корицу 010, перец длинный 230, кардамон настоящий 010, шафран 010, перец черный 010, имбирь 010, «три разные соли» по 010 и миробалана хебула один плод. Затем, если нужно сделать укрепляющий состав, можно добавить мясо ящерицы да-бйид или же мясо двухгодовалого барана. Состав подавляет ветер, очищает слизь и желчь. Это лучший из всех эликсиров бчуд-ленов, укрепляющих тело. Он подобен лекарственной драгоценности, исполняющей желания. Он, как кувшин с нектаром, дарующим бессмертие. Все достоинства его невозможно перечислить.
Принимают его по утрам в дозе по три шо в течение 108 дней, запивая чхангом. Состав рекомендуется людям старше 50 лет, моложе – нельзя.