2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5
 
 
Сообщение05.10.2006, 17:58 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


17/10/05
3709
:evil:
Macavity писал(а):
Ну надо же, "грюдики" не нравятся. Вы наверное, не знаете, что Герман Вейль, обсуждая проблему Рассела использовал "картошку" и даже "мешок картошки". Уже не говоря о том, что не знаете, что это за "грюдики" и почему они белые и пушистые.

Дело не в грюдиках, а в содержании утверждений. У меня сложилось впечатление, что Вы не изучали формальную теорию множеств. Отсюда и взаимонепонимание.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение06.10.2006, 15:42 
Заслуженный участник


05/09/05
515
Украина, Киев
незваный гость писал(а):
:evil:
Macavity писал(а):
Ну надо же, "грюдики" не нравятся. Вы наверное, не знаете, что Герман Вейль, обсуждая проблему Рассела использовал "картошку" и даже "мешок картошки". Уже не говоря о том, что не знаете, что это за "грюдики" и почему они белые и пушистые.

Дело не в грюдиках, а в содержании утверждений. У меня сложилось впечатление, что Вы не изучали формальную теорию множеств. Отсюда и взаимонепонимание.


Бог с теми грюдиками. А почему Вы ограничелись формальной теорией множеств, а не высказали такую же мысль о Мат. логике. Парадокс Рассела имеет такое же отношение к теории множеств, как и к логике.

Сообщаю, что и формальную теорию множеств и математическую логику я изучал. Специальность моя - инженер-математик, и математические дисциплины нам преподавали очень хорошо. Прекрасные лекторы-математики, среди которых были академики неальтернативной, правда, украинской Академии наук, но их имена знали в соответствующих кругах и в России (знали, потому, что к сожалению некоторые уже умерли). Несколько не в тему, но Вы спросили - я ответил.

По теме. Мне, действительно, не понравился ответ Someone на мое письмо. Во-первых, ему был задан всего один простой вопрос и если бы он был внимателен, то увидел бы, что остальная часть письма относилась к Dimsу, и никакого отношения к аксиоматической теории множеств вообще не имела. Так у Вас построена система, что она прилепливает одно письмо к другому и в этом никто не виноват. Поэтому, я повторюсь, никакого отношения к аксиоматической логике эта часть не имела.

Я Вам так скажу, незваный гость, мне ну очень понравилось письмо Someone, которое он послал самым первым в этот топик - золотые слова:
Someone писал(а):
Что-то я не пойму, из-за чего сыр-бор. Парадокс Рассела относится к первоначальному варианту наивной теории множеств, в которой любые совокупности множеств являются множествами. В аксиоматической теории множеств парадокса Рассела нет, а рассуждения Рассела являются доказательством от противного того, что упомянутая совокупность множеств не существует (или не является множеством в NGB).


Но потом почему-то пошли какие-то разговоры об аксиоматической теории в применении к парадаксу Рассела, хотя в приведенном сообщении конкретно написано: не фиг искать в черной комнате черную кошку, если ее там нет.
Разговор продолжался об аксиоматической теории множеств, но извините, Господа, большинство современных теорий множеств именно аксиоматические. О какой аксиоматической теории идет разговор, может быть - Бурбаки или о теории нечетких множеств, а может NBG (и там есть аксиоматима)? Я не удивлен, что пошел разговор об аксиоме фундирования - если ее нет, то это вообще подкоп под математическую индукцию. И претензия Someone ко мне, что мол, не знаете, Macavity, Вы аксиоматической теории множеств, ох, не знаете!!! Какой именно, аксиоматической теории множеств? Не указываете название, так перечислите все аксиомы и правила вывода!...

Я, наверное, соглашусь с тем, что в том моем письме коряво описано то, что я имел в виду, но в любом случае описание относилось к анализу Канторовской до Расселовской теории множеств и, возможно, к Гильбертовской до Гёделевской логике. Не надо, Господа, критиковать это с точки зрения современных теорий множеств.
Ну что же:
Macavity писал(а):
Во втором случае, множество определяется по свойствам входящих в него элементов. И опять, принцип свертываемости не подразумевает решения вопроса о том существует такое множество или нет. Оно обязано существовать (оно может быть пустое или нет, множеством всех множеств или конечным, счетным и т.д.), но исследования свойств элементов данного множества приводит к тому, что само по себе свойство не описывает множество, а приводит к противоречию. Это не означает, что множество не существует. Это означает противоречие и, следовательно, возникновение парадокса Рассела.

Здесь говорится о разнице между описанием свойства и существованием множества.

А возьму-ка я с полочки книжечку Германа Вейля (ага, великий математик как раз и творил во времена кризиса теории множеств из-за парадокса Рассела) "Математическое мышление", да и открою её на работе "Континуум. Критические исследования по основаниям современного анализа", да положу-ка сюда цитатку из этой работы, относящейся к созданию новой математики:
"Предположим, что определенная категория предметов [например "точка пространства"]" "непосредственно задана" (наглядно предъявлена) и что на предметах этой категории (в дальнейшем речь будет идти только о них) определены некоторые отдельные свойства и отношения (R), принадлежащие к предметам данной категории (со всеми пустыми местами соответствующих схем суждений) [в нашем примере таким отношением может быть, например, отношение "лежит между"]. Наряду с суждениями-свойствами и отношениями, которые возникают при восполнении соответствующих схем суждений (R) какими-либо непосредственно заданными предметами рассматриваемой категории, - эти суждения могут быть как истинными, так и ложными - в математике первостепенную роль играют суждения существования".
Короткий перевод: кроме суждений-свойств предметов в математике есть суждения существования. Надо бы привести и следующий абзац, но сил печатать уже нет.
Желающие могут прочитать.

 Профиль  
                  
 
 Re: Почему п-докс Рассела нельзя считать док-вом от противного?
Сообщение06.01.2010, 02:09 


06/01/10
56
Поправьте, если я не прав, но в наивной теории множеств предполагалось (хотя явно и не формулировалось), что любое условие на элементы определяет множество (то есть для любого условия на элементы существует множество, состоящее из тех и только тех элементов, которые удовлетворяют условию), и этим ошибочным утверждением (приводящим к противоречию) всюду пользовались в оной теории. Но как выяснилось, такое утверждение вместе с остальными (явно несформулированными!) постулатами наивной теории множеств приводит к противоречию как раз этому утверждению!
Зададим множество S, задав условие на элементы: элементами множества S являются те и только те множества, кот. не являются элементами самого себя. Существование такого множества приводит к противоречию, из чего заключаем, что такого множества не существует. С другой стороны, так как мы наложили условие на элементы, то такое множество существует согласно той самой аксиоме (или как её ещё назвать!), что любое условие на элементы определяет множество.
Конечно, мы всего лишь методом от противного доказали, что такая аксиома не имеет места. Проблема заключалась в том, что такую противоречивую аксиоматику нужно было заменить непротиворечивой, но которая позволяла бы получить все важные результаты теории множеств.
Если просто отвергнуть проблемную аксиому, то какие тогда аксиомы останутся? Как тогда выводить теоремы? Чтобы не возникало таких вопросов, необходимо явно сформулировать аксиомы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Почему п-докс Рассела нельзя считать док-вом от противного?
Сообщение06.01.2010, 14:02 
Экс-модератор


17/06/06
5004
djuuj в сообщении #277843 писал(а):
приводит к противоречию как раз этому утверждению!
Просто к противоречию. Чего с чем - вопрос бессмысленный.
djuuj в сообщении #277843 писал(а):
или как её ещё назвать
"Схема аксиом" это называется. Ну когда каждой формуле - по аксиоме.
djuuj в сообщении #277843 писал(а):
Конечно, мы всего лишь методом от противного доказали, что такая аксиома не имеет места.
Опять слишком громко. Мы доказали противоречивость аксиоматики, и всё. Аксиомы не доказывают и не опровергают; просто противоречивая аксиоматика настолько плоха, что обсуждать, кто первый начал, невозможно.
djuuj в сообщении #277843 писал(а):
Чтобы не возникало таких вопросов, необходимо явно сформулировать аксиомы.
Ну вот их и сформулировали уже давно. Даже в нескольких вариантах (в некотором точном смысле хорошо между собой совместимых)

 i  P.S. Люди, смотрите на даты иногда, ладно?
(то есть напоминаю, что тема умерла три с половиной года назад, если кто не заметил)

 Профиль  
                  
 
 Re: Почему п-докс Рассела нельзя считать док-вом от противного?
Сообщение16.05.2010, 04:01 


20/07/07
834
Цитата:
В этом и заключается вопрос: существуют сотни теорем, в доказательстве которых используется метод "от противного", то есть, приходят к противоречию. Но почему-то эти противоречия никто не стремится преодолевать, а просто говорят, что раз получилось противоречие, то просто была неверна исходная посылка. Почему в случае с Расселом не поступить так же?


Потому что по классическому определению множество - это любая совокупность объектов, выбранных по определенному признаку. Исходя из этого определения, множество S существует. Но исходя из парадокса Рассела (если его считать доказательством), такого множества не существует. Получаем противоречие между аксиомами -> нужна коррекция аксиом.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 65 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group