AKM, можно и так, но дело ведь не в этом. Нет ничего проще центрирования данных.
Tur,
Ваш ответ
AKMу я проинтерпретировал так: Вы решали задачу для уже центрированных данных, т.е. перешли предварительно в систему центра тяжести точек

. И Вам понятно, что при этом добавленное
AKMом
А почему

, а не

?
будет равно нулю. До сих пор не особо было ясно, что Вы этим пользуетесь и это осознаёте.
Также замечу, что это Ваше
"нет ничего проще центрирования" на самом деле штука или просто важная, или архиважная. Важна она хотя бы с точки зрения точности вычислений: так в суммах типа

нужны и работают в итоге именно некоторые малые отконения от "идеальных" иксов, которые просто затеряются, если все иксы кучкуются где-то там возле миллиона, с разбросом плюс-минус десять, с отклонениями плюс-минус один. Но эти плюс-минус однушки не затеряются, если этот

миллион посадить в ноль: плюс-минус единички (ошибки) будут уже фигурировать в этих суммах на фоне десяток.
Архи- возникает, видимо, от того, что в этих всех ковариционных марицах наверняка тоже фигурируют не

, а

. Я плохо всё это помню и не буду говорить в терминах ковариаций.
Вернёмся к задаче о поиске прямой

(

), ближайшей к заданному набору точек

. Предположим для начала (что не суть важно), что точки вполне равномерно-симметрично расположены на некотором эллипсе, малость или сильно вытянутом. Вам, видимо, уже понятно, что после центрирования ответ будет

, и можно возиться с прямой

. Выше (на рисунке из Вашего сообщения
post338784.html#p338784 ) Вы подменили её прямой

. Найдены два экстремальных значения

. Так вот, эти два значения есть максимум и минимум. Наилучшая прямая и наихудшая. И

: прямые взаимно перпендикулярны. Это две
полуоси нашего эллипса.
(Теперь мельком подумайте о 3D-варианте, об эллипсоиде, о трёх экстремумах..., и возвращайтесь назад, в 2D).
Далее я хочу попытаться изложить эту же 2D-задачу о наилучшей прямой (решение которой Вам известно) в терминах собственных векторов и
главных моментов инерции собственных значений.
Но, похоже, не сейчас.
Алексей К. по ссылке про окружность похоже не то.
То. Тема про окружность, но ссылка обсуждает подзадачу с плоскостью-прямой. Просто вместо той матрицы я буду пользовать матрицу попроще, 2х2, без z.
А Вы, кстати, умеете искать экстремум функции

при дополнительном условии типа

(метод неопр. множителей Лагрангжа)? А знаете, что такое собственный вектор матрицы? Даже совсем маленькой матрицы, 2х2, вполне сойдёт...