1. Установите объем и содержание понятия: Юрист 2. Определите вид данных понятий по объему (пустое или непустое, если непустое – общее или единичное, если общее - регистрирующее или нерегистрирующее): Шахматный турнир, Г.Каспаров, победитель межгалактических соревнований по шахматам. 3. Дайте полную логическую характеристику понятию (определите вид понятия по содержанию и объему). Монарх Челябинской области. 4. Приведите два предложения, в одном из которых данное понятие использовалось бы в собирательном, а в другом - в разделительном смысле: Дети. 5. Являются ли понятия: сравнимыми или несравнимыми; совместимыми или несовместимыми (укажите вид совместимости или несовместимости, изобразите отношение понятий в кругах Эйлера). Преступление, изъятие вещи. 6. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера: Прибор, электрический прибор, чайник, утюг, утюг «Brawn», ложка. 7. Подберите понятия, которые находились бы в следующих отношениях: а) б) в)
8. Ограничьте и обобщите понятие: Конституция РФ. 9. Установите, является ли определение корректным, а если - нет, укажите, какие правила нарушены: Барометр – метеорологический измерительный прибор. 10. Попробуйте дать определение данным понятиям: Враг, стол. 11. Соблюдены ли правила деления, а если - нет, то какие правила нарушены? Животные делятся на хищников, травоядных, всеядных и млекопитающих. 12. Определите, имеет ли место логическое деление понятия на виды (таксономическое деление) или членение предмета на части (мереологическое деление): Формы обучения в вузе делятся на дневную, вечернюю и заочную. 13. Произведите логическое деление данного понятия, используя, если нужно, выражения «и т.д.», и «и др.»: Музыкальный коллектив. 14. Определите тип суждения по характеру предиката (категорическое, или суждение с отношением, или суждение существования): Площадь Антарктиды почти вдвое больше территории России. 15. Найдите субъект, предикат и связку в суждении: Оказанная любезность порождает любовь. (Бенджамин Франклин). 16. Установите количество и качество суждения и придайте ему стандартную форму одного из четырёх типов А, Е, I, О. Определите распределенность терминов. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. 17. Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, что вы можете сказать об истинности других суждений с теми же субъектом и предикатом. Песни бывают застольными. 18. Сформулируйте отрицание данного суждения (противоречащее суждение по логическому квадрату): Ни один свидетель не дает правдивых показаний. 19. Переведите на символический язык сложное суждение: Если научился знаниям в полной мере, не скрывай их от жаждущих научиться. Иначе знания потухнут без пользы, подобно горению светильника, заключенного в кувшин. (Э.Х.Галшиев. Зерцало мудрости). 20. Постройте таблицу истинности формулы: ((А≡В) /\ С) → (С \/ А) 21. Установите, является ли выражение логическим законом? (А → С) → ((А → В) /\ (В → С)) 22. Произведите отрицание данного суждения, используя законы пронесения отрицания: Вселенная не имела начала во времени и всегда пребывала в одном и том же состоянии. 23. Правильно ли построено рассуждение? Если 6 – составное число, то 12 – составное число. Если 12 – составное число, то существует простое число, большее чем 12. Если существует простое число, большее чем 12, то существует составное число большее 12. Если 6 делится на 2, то 6 – составное число. Число 12 – составное. Следовательно, 6 – составное число. 24. Какой из основных законов мышления нарушен? Я не хочу сказать, что за истекший год наша секция ничего не делала. Вместе с тем я не возьму на себя смелость говорить, что секция что-нибудь делала (Из отчета). 25. Постройте непосредственные умозаключения - превращение, обращение, противопоставление предикату, умозаключение по логическому квадрату. Киты – не рыбы. 26. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются липриведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением. Все королевы красоты имеют длинные волосы. Скабичевский имеет длинные волосы. Значит, он - королева красоты. 27. Из данных посылок осуществите вывод. Проверьте получившееся умозаключение по всем правилам ПКС. Определите характер вывода. Лица, совершившие неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, привлекаются к уголовной ответственности по ст. 166 УК РФ. Гр. Л. совершил неправомерное завладение автомобилем без цели хищения. 28. В данном силлогизме установите следствие, большую и меньшую посылки. Запишите умозаключение в стандартной форме. Проверьте силлогизм по общим и частным правилам. Достоверен ли вывод? Все современные девушки стремятся одеваться модно. Профессор Иванов не стремится одеваться модно, так как профессор Иванов – не современная девушка. 29. Энтимема. Восстановите в полный силлогизм, проверьте умозаключение. Ложь заслуживает презрения, так как она безнравственна. 30. По данному выводному суждению постройте простой категорический силлогизм. Проверьте его. Этот поступок заслуживает уважения. 31. Постройте приведенный текст в форме чисто-условного умозаключения, сделайте вывод, постройте схему умозаключения. Если не ухаживать за зубами, то возникнет кариес; в этом случае, участки зубной эмали деминерализуются, и затем зуб разрушается. 32. Условно-категорический силлогизм. Сделайте вывод, запишите формулу, определите модус и характер вывода. Если бутылку с водой вынести на мороз, то она лопнет. Эту бутылку не выносили на мороз. 33. По данной посылке постройте условно-категорический силлогизм по правильным и неправильным модусам. Судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он участвовал в данном деле в качестве эксперта. 34. Разделительно-категорическое умозаключение. Сделайте вывод. Запишите формулу, определите модус и характер вывода. Пожар возник или вследствие нарушения правил пожарной безопасности, или в результате стихийного бедствия, или поджога. Однако пожар не мог возникнуть в результате стихийного бедствия. 35. Используя разделительную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающе-отрицающему модусу; б) по отрицающе-утверждающему модусу. Определите характер вывода (достоверный или вероятный). Кража могла быть совершена либо Б., либо В. 36. Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода. Если преступление совершено вследствие стечения тяжелых личных (или семейных) обстоятельств, то эти обстоятельства признаются смягчающими ответственность виновного. Если преступление совершено под влиянием сильного душевного волнения, вызванного неправомерным действием потерпевшего, то это обстоятельство также признается смягчающим ответственность. Это преступление совершено вследствие тяжелых личных или семейных обстоятельств или под влиянием сильного душевного волнения, вызванного неправомерными действиями потерпевшего. 37. Какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода. В течение одних суток в городе зафиксировано несколько случаев заболевания бруцеллезом. Выяснение причин появления этого заболевания показало, что в составе меню каждого больного была рыба. По-видимому, рыба и явилась причиной заболевания. 38. Приведите свои примеры умозаключений по дедукции, индукции и аналогии. 39. Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя в качестве демонстрации дедукцию, а затем индукцию. Россияне стали жить лучше. 40. Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса. Все врачи – классные специалисты. 41. Составьте тезис на предложенную тему и его обоснование (до 6-7 предложений). Преступность.
НА СЕГОДНЯ СДЕЛАЛА::::
Задание 1. Содержание: Юрист – человек с юридическим образованием; Объём: Это множество юристов. Пример: судья, адвокат, прокурор, правовед. Задание 2. Шахматный турнир – не пустое, общее, регистрирующее. Г.Каспаров – не пустое, единичное. Победитель межгалактических соревнований по шахматам – пустое. Задание 3. Монарх Челябинской области. По содержанию – конкретное, несобирательное, положительное, относительное. По объёму – пустое. Задание 4. Дети. Собирательное – Дети – цветы жизни. Разделительное – У Ивановых растут воспитанные дети. Задание 5. Преступление, изъятие вещи. Эти понятия совместимы и сравнимы. Задание 6. Задание 7. А) А – жители г.Челябинска В – студенты ЮУрГУ С – жители г.Магнитогорска Б) А – преступление В – изъятие вещи С – убийство В) А – студенты ЮУрГУ В – студенты ЧелГУ С – будущие юристы Задание 8. Конституция РФ Обобщенное: Конституция Ограниченное: Конституция РФ глава 2 ст.20 «каждый имеет право на жизнь» Задание 9. Барометр – метеорологический измерительный прибор. Ошибка: – Слишком широкое определение Задание 10. Враг — идейный, религиозный или военный противник. Стол – ровная горизонтальная поверхность на некотором количестве опор, предназначенная для приёма пищи, письменных работ либо выполнения других функций. Задание 11. Животные делятся на хищников, травоядных, всеядных и млекопитающих. Нарушено 4 правило деления понятий: Члены деления должны взаимно исключать друг друга.
Задание 12. Формы обучения в вузе делятся на дневную, вечернюю и заочную. Определите, имеет ли место логическое деление понятия на виды (таксономическое деление) или членение предмета на части (мереологическое деление): Задание 13. Музыкальный коллектив включает в себя: гитаристов, пианистов, трубачей, барабанщики и т.д. Задание 14. Площадь Антарктиды почти вдвое больше территории России. Это суждение с отношениями.
Задание 15.
Оказанная любезность порождает любовь. (Бенджамин Франклин). Субъект (S) – оказанная любезность. Предикат (P)– порождает любовь.
Задание 16.
Установите количество и качество суждения и придайте ему стандартную форму одного из четырёх типов А, Е, I, О. Определите распределенность терминов. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Это суждение утвердительное, частное или частно – утвердительное. Оба термина не распределены.
А – Все дети должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Е – Ни один ребенок не должны заботиться о нетрудоспособных родителях. I – Некоторые дети не должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Задание 17.
Песни бывают застольными. Это суждение типа I (частичная совместимость) A – Все песни застольные. E –Ни одна песня не застольная. O – Некоторые песни застольные I – Не все песни бывают застольными.
|