Ну, mp3 скачивать как-то неохота. Однако вряд ли Кураев говорит что-нибудь существенно отличное от
этого.
И вот я читаю -- и что-то ничего не могу понять, за что он там борется.
Вроде за то, почему скачок произошёл именно в середине тысячелетия. И отвечает -- потому, что христианство. А каким именно способом христианство объясняет именно середину -- молчок.
Т.е., конечно, Кураев -- человек талантливый, увлечённный и способный увлекать. И аргументы его -- очень убедительны. И только когда начинаешь в них вдумываться -- понимаешь, что реальное содержание многих из этих аргументов с хорошей точностью равно нулю. Пример.
Цитата:
Во-первых, научная картина мира складывается не в XV веке, а в XVI. Это очень важно. Дело в том, что XV век — это последний век Возрождения, век гуманизма, это век секуляризации — это правда. Но этот век Возрождения остался позади. А вы знаете закон маятника в нашей психологии, в том числе и в общественно-исторической: люди склонны бросаться из крайности в крайность.
И что?... Допустим, гуманизм. Но усвоение
гуманитарного наследия античности вовсе не подразумевает усвоения наследия естественно-научного. Более того -- последнее неизбежно должно запаздывать, и очень существенно. Просто потому, что требует (в отличие от первого) определённой квалификации, причём не у какого-то отдельного товарища, а в масштабах некоторой достаточно широкой общественной прослойки, а на это нужно время. Аргумент -- мимо.
Цитата:
Если сегодня ученый не может работать, не получив заказ, не получив грант, то не так это было в XVI веке. Вот если действительно нам предъявят документы, из которых будет явствовать, что некая Вест-индская компания заказала Ньютону открыть закон гравитации, вот тогда мы скажем: «О, да, вот это очень интересно!».
. . . . . . . . . . . .
Нельзя забывать такого обстоятельства: те люди, которых называли творцами научной картины мира, по своему социальному статусу были преимущественно аристократами. Аристократы и священники (типа того же Николая Коперника). И сами понимаете, именно эти два сословия не очень были склонны отзываться на нужды новых торгашей, новых купцов. Вспомните Декарта, который переписывался с датской принцессой, вспомните Лейбница — аристократа.
Эти люди принадлежат к высокому обществу и интересы капиталистов их не очень интересуют.
Такая трогательно наивная картинка: сидят себе в одном углу аристократы, в другом -- буржуи, внимательно повернувшись друг к другу спиной и тщательно не обращая друг на друга внимания; а в третьем углу -- ньютоны, только и думающие, как бы какой закон гравитации изобрести.
Хотя взаимосвязь здесь тривиальна. Ньютона интересовал вовсе не тот закон как таковой, а возможность эффективно производить астрономические расчёты. В которых напрямую была заинтересована Ост-индская компания (а не Вест-индская, между прочим). В процветании каковой компании, в свою очередь, были напрямую заинтересованы правящие круги, и не только из чисто меркантильных соображений, но и потому, что та компания была, в сущности, одним из государственных институтов. В общем, снова: слов много -- и нуль-эффект.
Да там много таких пассажей.