Сначала я хотел создать эту тему в разделе "Помогите разобраться", но тот раздел рассчитан на материал, входящий в стандартные курсы, а это в них, насколько я вижу, не входит (и именно в этом проблема).
Допустим, что заданы два многочлена второй степени от трёх переменных
и
. Рассмотрим уравнения
и
. Каждое из них задаёт некоторое множество в трёхмерном пространстве. Поставим вопрос о том, как определить (по возможности быстро), задают ли данные два уравнения
одно и то же множество (хочу подчеркнуть, что речь идёт именно о тождественности, а
не, например, о возможности перейти от одного к другому движением или изменением координат).
На первый взгляд кажется, что ответ очень простой: вышеупомянутая тождественность имеет место тогда и только тогда, когда
и
либо тождественно равны, либо отличаются лишь ненулевым постоянным множетелем. Но это не так просто уже хотя бы потому, что многочлены могут быть совсем разными, но оба задавать пустое множество. Видимо, прийдётся исключить из рассмотрения также вырожденные случаи, когда выходит одна точка или прямая. Ну, хорошо, оставим только те случаи, когда каждый многочлен задаёт поверхность, т. е. двумерную структуру. Можно ли в этом случае утверждать то, что написано после двоеточия в первом предложении этого абзаца?
Как ни странно, я не нашёл в литературе такого утверждения, а также не чувствую, чтобы его можно было просто доказать. Интуитивно кажется, что утверждение должно быть правильным. Неужели на самом деле оно неправильно или (что было бы ещё более странно) наука до сих пор не знает, правильно ли оно? Неужели в каждом конкретном случае, видя два совсем разных уравнения, надо проводить какие-то дополнительные рассуждения, чтобы убедиться, что они задают разные поверхности (берём случай, когда допустимо предполагать двумерность)? Возможно, люди, привыкшие работать в геометрии, что-то подскажут по этому поводу.
С алгебраической точки зрения вопрос сводится к тому, насколько однозначно многочлен определяется множеством его корней. Это известные вещи для многочлена одной переменной; для нескольких переменных я такого не знаю, а если бы и знал, то дело существенно осложняется тем, что здесь берутся только корни с вещественными компонентами.
Конечно, поставленную проблему можно обобщить, меняя степени многочленов (напомню, что я говорил о вторых) и количество переменных. Но буду рад разъяснению хотя бы для того случая, о котором я написал.
Возможно, эта тема подходит также для раздела о преподавании: в учебном материале есть много простых мелочей, которые бывают очень нужны, но о которых забывают писать в учебниках. Только не знаю, действительно ли описанная выше "мелочь" относится к простым.