2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
 
 Re: Найти определитель
Сообщение19.10.2009, 20:57 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
PAV в сообщении #253120 писал(а):
- они всегда имеют смысл?

Далеко не всегда.

Но тут есть явное различие. Те задачи, на которые Вы намекаете -- подразумевают обычно короткий ответ. И пафос именно в том, чтобы его найти. В то время как в текущей (непонятно зачем) задаче никакого существенно более компактного ответа, кроме лобового -- нет. Укорочение вдвое буковок -- не в счёт, это принципиального значения не имеет. Вот и вопрос: зачем сочинять задачку, не имеющую ни малейшего методического смыслу?... не считая, конечно, естественной реакции обучаемого: мол, все преподы -- заразы, сами не понимающие, чего они хотят?...

 Профиль  
                  
 
 Re: Найти определитель
Сообщение19.10.2009, 20:58 
Супермодератор
Аватара пользователя


29/07/05
8248
Москва
Применить формулу и не испугаться букв.

-- Пн окт 19, 2009 22:00:26 --

ewert в сообщении #253126 писал(а):
не считая, конечно, естественной реакции обучаемого: мол, все преподы -- заразы, сами не понимающие, чего они хотят?...


Ни у кого такой реакции нет. Кто знает формулу - применяет ее, выписывает ответ и все. Кто не знает - пугается и бежит за помощью.

 Профиль  
                  
 
 Re: Найти определитель
Сообщение19.10.2009, 21:00 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Xaositect в сообщении #253122 писал(а):
Вычитаем второй столбец из третьего, вторую строку из третьей и все хорошо.

Что хорошо-то? Цель-то какая?

Бессмысленно решать задачу, которая не поставлена.

 Профиль  
                  
 
 Re: Найти определитель
Сообщение19.10.2009, 21:11 
Супермодератор
Аватара пользователя


29/07/05
8248
Москва
Нормально поставлена задача. Цель, наверное - зафиксировать формулу для определителя третьего порядка.

При изучении математического анализа народ пачками решает такие же "бессмысленные" задачи. Всякие там интегралы определенные находит от неизвестно откуда взятых функций - короче, преподы сами не знают, чего хотят, отменить это все и баста.

 Профиль  
                  
 
 Re: Найти определитель
Сообщение19.10.2009, 21:26 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Ладно. Мы уж совсем забили автора темы: сидит, бедолага, молчит и только удивляется, небось: и чего это народ нервничает?

Я только приведу для сравнения один пример. В векторном анализе есть стандартная фишка: запостить произвольное векторное поле и попросить посчитать от него ротор.

Тема -- родственная. Там тоже вроде как абстрактный определитель считать приходится.

Но!

Там произвольность поля -- по существу. Ибо поле и впрямь, в принципе, может быть произвольным. Ротор же от него -- вполне осмыслен.

Но жонглировать совершенно наобум взятыми буквосочетаниями, подставляя их в никакого потустороннего смысла не имеющие формулки -- это не комильфо.

 Профиль  
                  
 
 Re: Найти определитель
Сообщение19.10.2009, 21:35 
Супермодератор
Аватара пользователя


29/07/05
8248
Москва
А Вы не можете утверждать, что они взяты наобум. Может быть в какой-то практической задаче такой определитель и возникнет, кто знает? А тут уже ярлык навешен.

Я знаю одно. Если бы задача была сформулирована так: найти определитель
$$
\det \left|\begin{array}{ccc}1 & 4 & 3 \\ 2 & 1 & 1 \\ 9 & 1 & 1 \end{array}\right|
$$
то я более чем уверен что никакой сложности бы не возникло: есть формула, подставили - и получили. Препод проверил ответ, проверил формулу, все сходится - иди, зачет. А стоит подставить буквы - сразу возникает проблема, хотя задача осталась той же. О чем это говорит? О том, что стандартные числовые задачи ничего не дают некоторой категории учащихся. И чтобы их заставить хоть о чем-то задуматься, нужно что-то нестандартное.

А автор вопроса и не появится, я так думаю.

 Профиль  
                  
 
 Re: Найти определитель
Сообщение19.10.2009, 21:41 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
PAV в сообщении #253144 писал(а):
А Вы не можете утверждать, что они взяты наобум.

Могу, кстати. Никакого глубокого пхилософского смысла в этих буковках я так до сих пор и не увидел, и никто меня так и не переубедил.

Ну разве что gris сообщил, что Вандермонд -- это о-го-го. Однако к текущей задаче он отношения не имеет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Найти определитель
Сообщение19.10.2009, 21:52 


19/10/09
3
сова такая умная...
а решение все же никто не написал....

 Профиль  
                  
 
 Re: Найти определитель
Сообщение19.10.2009, 22:15 
Заслуженный участник


27/06/08
4062
Волгоград
ewert в сообщении #253118 писал(а):
Прежде чем сочинять задачку -- подумай, нужна ли она хоть кому, и есть ли в ней хоть какой смысл.
Не далее как сегодня отвечал на похожий вопрос.
Я предложил тему для самостоятельного (не без моей руководящей и направляющей роли, разумеется :)) исследования. И как всегда вынужден был оправдываться, припертый к стенке традиционным вопросом "А какова практическая значимость предполагаемого результата?". Мое не менее традиционное объяснение: "Практическая значимость заключается в том, что, решая поставленную задачу, молодой человек кое-чему научится, а вклад в народное хозяйство и мировую науку он внесет потом, когда перейдет в 10-й класс", как всегда, не убедило. Деятели из отделов народного образования всех уровней не готовы ждать так долго.

В общем, ничего нового.
К слову, я уже много руковожу исследовательской работой школьников. За это время мои подопечные и Всероссийские конкурсы выигрывали, и во Всемирных финалах (под эгидой Intel ISEF) участвовали. Но вот на районном уровне пока в призы попасть не удавалось :) :(

Это, конечно, не совсем в тему. Но навеяло же, значит, не совсем не в тему.

-- 20 окт 2009, 00:18 --

vadim3553 в сообщении #253153 писал(а):
а решение все же никто не написал....
А это почетное право предоставляется Вам.
Полезных советов (хотя они и находятся в тени высокого спора) было уже более чем достаточно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Найти определитель
Сообщение19.10.2009, 22:40 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/10/08
6422
vadim3553 в сообщении #253153 писал(а):
а решение все же никто не написал...

Xaositect в сообщении #253122 писал(а):
Вычитаем второй столбец из третьего, вторую строку из третьей и все хорошо.

 Профиль  
                  
 
 Re: Найти определитель
Сообщение20.10.2009, 00:03 


22/05/09

685
Не понял, в чём тут проблема... Нужно воспользоваться "правилом треугольников", которое имеется во многих учебниках по линейной алгебре.

$\begin{vmatrix} x^2 & y^2 & z \\ y & 1 & 1 \\ z^2 & 1 & 1 \end{vmatrix}=x^2*1*1+1*y*z+1*y^2*z^2-1*z*z^2-y*y^2*1-x^2*1*1=(z-y^2)(y-z^2)$

Изображение

 !  PAV:
Предупреждение за размещение готового решения учебной задачи. Читайте правила форума

 Профиль  
                  
 
 Re: Найти определитель
Сообщение20.10.2009, 08:49 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
PAV писал(а):
буковки его <студента> в тупик ставят


+: миллионы школьников впадают в оцепенение при предложении решить уравнение $bx^2+ax+c=0$, и тысячи студентов от интеграла $\int x^2 dy$.
Но только первое время, потом осваиваются, решая дурацкие задачи.
Но тем самым они всего лишь расширяют множество штампов...

 Профиль  
                  
 
 Re: Найти определитель
Сообщение20.10.2009, 09:17 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/05/06
13438
с Территории
"Два тела с массами $m_1$ и $v_1$ движутся со скоростями $m_2$ и $v_2$..."
:lol:

 Профиль  
                  
 
 Re: Найти определитель
Сообщение20.10.2009, 09:37 
Супермодератор
Аватара пользователя


29/07/05
8248
Москва
ewert в сообщении #253147 писал(а):
Никакого глубокого пхилософского смысла в этих буковках я так до сих пор и не увидел, и никто меня так и не переубедил.


А я на это и не особо рассчитывал. Не составляет никакого труда заметить, что убедить Вас в наличии смысла в чем-то, что делают другие, особенно после того, как уже повешен ярлык безграмотности и "дебилизма преподавателей", практически нереально. Я не знаю, какие это должны быть аргументы. Зато охаять что-то и вставить свои три копейки, о которых обычно никто не просит - это легко, с удовольствием и не дожидаясь особого приглашения, по любому поводу. Причем аргументы уровня "я в этом смысла не вижу, а значит, его нет и быть не может" для вынесения окончательного и категоричного вывода вполне достаточны. Фразы же "я думаю", "по моему мнению" и подобные, которые стараются употреблять в этом случае воспитанные люди, в Ваш активный лексикон явно не входят. И допущение о том, что сам тоже можешь быть в чем-то не совсем прав - тоже явно не Ваш стиль. Так что о "переубеждении" в чем угодно при общении с Вами речь вообще не идет.

Мне всегда казалось, что вечная и непоколебимая убежденность в своей абсолютной правоте по любым вопросам, а также уверенность в том, что все, чего я не понимаю или с чем не согласен - полная чушь и бестолковость, свойственны в основном людям недалеким и непрофессиональным в любой области. Тем более удивительно наблюдать такие качества в, казалось бы, специалистах в каких-то вопросах. Впрочем, все люди разные, а умение брать интегралы и знание кучи теорем еще мало говорит о личных качествах человека.

 Профиль  
                  
 
 Re: Найти определитель
Сообщение20.10.2009, 09:44 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/08/07
5494
Нов-ск
ИСН в сообщении #253218 писал(а):
"Два тела с массами $m_1$ и $v_1$ движутся со скоростями $m_2$ и $v_2$..." :lol:

Надо: "Два тела с массами $m_1$ и $v_1$ движутся со скоростями $m_2$ и $v_2$ соответственно."
(Иначе непонятно, где чья скорость.)

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 31 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group