Здравствуйте. Я обнаружил, что совершенно не понимаю смысла вывода длин (e.g. длин дуг кривых) через скалярное произведение. Сразу оговорюсь, что в математике я практически не разбираюсь (я всего-лишь программист-недоучка, хе-хе) и потому надеюсь на ваше доходчивое разъяснение сабжа.
Проблема, собственно, вот в чем... Обычно в книжках, например по диф. геометрии, длины выводят примерно так (к сожалению под рукой сейчас подходящей литературы нет, чтобы процитировать или сослаться точно, поэтому опишу собственное понимание, необязательно верное и корректное):
Пусть есть какое-нибудь подходящее пространство (типа линейного или аффинного)
с евклидовой структурой, введенной посредством тензора (метрики)
(понятно, что требуется
, да и вообще положительная определенность короче говоря), заданного в криволинейных координатах
. На деле
-- поле, конечно, ну да ладно...
Итак, нужно отыскать длину
кривой, заданной параметрически, системой
(
от
до
бегает). Получается, каждая точка этой кривой задается вектором
.
Тогда, если рассматриваемая кривая -- гладкая (хотя, может быть просто дифференцируемости хватает?), то в каждой её точке существует касательный вектор
, который можно разложить с учетом правила дифференцирования сложной функции как
(кстати, насколько законно манипулировать частями символа производной
как обычными числителем/знаменателем?).
Далее обычно предлагают найти скалярный квадрат дифференциала
. Пусть
-- то самое скалярное произведение. Учитывая равенство
то есть учитывая, что касательные к координатным линиям из-за своей линейной независимости выполняют роль элементов "локального базиса" (репера, если взять их вместе с точкой, в которой они вычислены), можно прийти к такому результату
Ну и наконец, можно подсчитать долгожданную длину через контурный интегральчик по дуге
Тем же макаром отыскав квадрат от самого касательного вектора, то есть вычислив
можно получить искомую длину и через определенный интеграл