2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки

Длина & скалярное произведение
Сообщение26.07.2009, 11:46 
Здравствуйте. Я обнаружил, что совершенно не понимаю смысла вывода длин (e.g. длин дуг кривых) через скалярное произведение. Сразу оговорюсь, что в математике я практически не разбираюсь (я всего-лишь программист-недоучка, хе-хе) и потому надеюсь на ваше доходчивое разъяснение сабжа.

Проблема, собственно, вот в чем... Обычно в книжках, например по диф. геометрии, длины выводят примерно так (к сожалению под рукой сейчас подходящей литературы нет, чтобы процитировать или сослаться точно, поэтому опишу собственное понимание, необязательно верное и корректное):

Пусть есть какое-нибудь подходящее пространство (типа линейного или аффинного) $\mathbb{V}^n$ с евклидовой структурой, введенной посредством тензора (метрики) $g$ (понятно, что требуется $det(g_{ij})>0$, да и вообще положительная определенность короче говоря), заданного в криволинейных координатах $x^1,\ldots,x^n$. На деле $g$ -- поле, конечно, ну да ладно...

Итак, нужно отыскать длину $l$ кривой, заданной параметрически, системой $x^i=x^i(t),t\in[t_0;t_1]\subset\mathbb{R}$ ($i$ от $1$ до $n$ бегает). Получается, каждая точка этой кривой задается вектором $\rho=\rho(t)=\rho(x^1(t),\ldots,x^n(t))$.

Тогда, если рассматриваемая кривая -- гладкая (хотя, может быть просто дифференцируемости хватает?), то в каждой её точке существует касательный вектор $d\rho/dt$, который можно разложить с учетом правила дифференцирования сложной функции как $$\frac{d\rho}{dt}=\frac{\partial\rho}{\partial x^i}\frac{d x^i}{dt},$$ откуда $$d\rho=\frac{\partial\rho}{\partial x^i} dx^i$$ (кстати, насколько законно манипулировать частями символа производной $$\frac{d}{dx}$$ как обычными числителем/знаменателем?).