Я начал как раз с предложения обсудить, что такое ложь, и в чем ее отличие от противоречия, т.к. об истине и так говорят достаточно. Но я не могу сформулировать, что такое ложь.
Ну что ж, обсудить понятие лжи можно, но чтобы было что обсуждать, нужно дать какое-нибудь определение.
Есть такой подход: вводится базовое (неопределяемое) понятие "универсальной лжи" или "абсурда", обозначаемое символом
. Предположение
считается опровергнутым, если в теории есть вывод
, т.е. если оно сводится к абсурду. Соответственно, отрицание по определению вводится как сведение к абсурду. Т.е. вводится логический закон:
. Иногда вместо "сведения к абсурду" говорят о "сведении к противоречию", поскольку подразумевается логический закон
(т.е. доказательство одновременно и высказывания, и его отрицания автоматически считается абсурдом).
Мне не понятно к теории какого уровня относится "универсальная ложь"
.
Она явно не объект теории, это какая-то константа, на место которой нечего подставить из предметного мира.
Если это объект метатеории, то эта ложь не так уж "универсальна", т.к. если в метатеории остается закон сведения к абсурду, то подстановка
на место
в метатеории, влечет истинность либо
либо
а в метатеории своя "универсальная ложь"
Предметные теории, содержащие законы:
и
не эквивалентны, хотя в обоих под "универсальной ложью" понимается противоречие. Т.е. если использовать для противоречия и его отрицания единый символ "универсальной лжи", то обе теории синтаксически тождественны.
Но с точки зрения метатеории с законом сведения к абсурду, эти теории не эквиваленты, одна из них истинна, другая ложна.
Т.е. синтаксическая тождественность "универсальной лжи" бросает тень на однозначность существования предметного мира и непротиворечивость самой предметной теории.
В противном случае я вижу следующие варианты: либо в предметном мире существует противоречивый объект (условно говоря, синтаксическая тождественность "универсальной лжи" рано или поздно, на бесконечности проявится как противоречие) и предметная теория потенциально противоречива, либо имеются две ложные / истинные предметные теории, а в метатеории нет закона сведения к абсурду.
Попытаемся сравнить в метатеории следующего уровня(магатеории) "не такую уж универсальную" ложь в предметной теории:
и в метатеории
. Если эти лжи тождественны (одноуровневы) и во всех теориях есть закон сведения к абсурду, то либо объектами мегатеории являются противоречия между предметной теорией и метатеорией, либо предметной теории нет вообще и, соответственно, ее предметного мира тоже нет, есть только метатеория, в которой вся эта несуществующая предметная теория и представляет собой "универсальную ложь"
. Но даже в данном случае, имеет место рекурсивная редукция к абсурду, т.к. уровни теорий просто сдвинулись, а вопрос остался.
Представляется, что либо закон сведения к абсурду не универсален, соответственно, нет универсальной лжи, либо существует противоречивый объект (из-за синтаксической тождественности "универсальной лжи"), принадлежащий всем теориям, т.е. все теории потенциально противоречивы.