luitzen писал(а):
Я, в свою очередь, утверждаю, что следует брать лишь некое «ядро значений», а дальнейшее его разрастание может быть проведено вручную: естественное разрастание словарных гнёзд происходит не столь стремительно, чтобы за ним нельзя было поспеть.
Можно автоматизировать процесс выделения такого ядра.
Начинаем с того, что в дискуссиях особо не следим за лексиконом, но, понятно, стараемся тем не менее говорить на одном языке: то, зовутся ли вершки вершками, а горшки горшками, или же как раз наоборот, будет определяться целиком только удобством в рамках данной конкретной дискуссии.
Если достаточно много людей будет участвовать в достаточно многом количестве подобных дискуссий, то с течением времени обязательно выработается некое устойчивое общепринятое смысловое ядро для каждого популярного термина.
Вот его-то мы и поместим в словарь, но не как догму, а как общепринятое на данный момент основное значение термина (причём, "данный момент" тут чётко определён частотой переиздания словарей).
luitzen писал(а):
Причём элементами множества «жизнь» хотелось бы иметь события. И вот какой пример на тему того, что такое смысл события, приходит в голову.
Так можно построить смысл жизни, но не просто будет так выделить смысл чего-то, что не состоит из событий.
Останется и вопрос, что же такое есть само событие.
Добавлено спустя 2 минуты 12 секунд:Мастак писал(а):
Все же польза - ограниченное понимание: жизнь бесполезна
Смысл -- это не польза.
Добавлено спустя 56 минут 11 секунд:eLectric писал(а):
luitzen,
Цитата:
Zbl верно отмечает, что при систематическом употреблении слов в некоторых из их словарных значений могут возникать различные неприятные эффекты (к примеру, противоречия)
Забавно. Неужели Zbl такое говорил?
Вообще-то правильно писать
zbl, а не
Zbl (ZBL, например, -- это ленточная пилорама, а Zbl -- код в Zentralblatt MATH Database), но, понятно, не суть.
Я говорил так об общепринятом понимании смысла как цели/предназначения/пользы -- если его принять, это приводит к затруднениям.
Если же принять описанное мной ранее понимание смысла, данные затруднения пропадут, но появится много новых малоприятных следствий (которые в основном логично выглядят, но звучат слишком крамольно).
eLectric писал(а):
Zbl,
Цитата:
Потребного определения понятия, заметьте, не существует пока
А чё так? Пока я не вдаюсь в нюансы философско-логического различия понимания понятия между Кантом и Гегелем у меня все тип-топ достаточно потребно. Надеюсь, мы до этих нюансов не дойдем.
Известно четыре вида понятий, и нет пока определения, которое охватывало бы одинаково хорошо все эти четыре вида -- это, конечно, лишь внешнее проявление того, что просто нет пока чёткого понимания, что же такое само понятие есть.
Но это всё, действительно, мелкие детали: вряд ли присутствующие существенно по-разному понимают, что такое понятие.
eLectric писал(а):
Тоже примечательное утверждение. "Я думаю так, а в словарях по другому - конечно врут словари".
Нет, совсем другая цепочка: а) беру словарное значение, б) применяю в конкретной задаче, в) сталкиваюсь с затруднением, г) ищу причину затруднений, д) нахожу только ту причину, что общепринятое понимание неверное, е) корректирую его, ё) анализирую следствия корректировки, ж) ужасаюсь получающимися следствиями, з) возвращаюсь к поиску причин затруднений, иклмн) не нахожу других причин, ещё больше ужасаюсь; и так далее по кругу с положительной обратной связью.
eLectric писал(а):
в процессе осмысления человек и создает/получает смысл предмета. Однако осмысление, осознание, понимание - это синонимы и давно уже существует термин для результата этого процесса - понятие о предмете.
Думается, это вообще не логично: причинно-следственные связи зацикливаются в "смысл получается в результате осмысления".
eLectric писал(а):
Осмысленным действием считается рациональное, осознанное.
Снова та же трудность: осознанное в основном и есть то, чему присвоен смысл.
Рациональное же слишком узкое понятие: мистические смыслы и интуиция выпадают, например.
Можно, наверное, и представить себе что-то осознанное, но бессмысленное -- скороговорку, например.
eLectric писал(а):
Его непременным атрибутом является целенаправленность.
Вот это, думается, уже логично с любой точки зрения.
Но, если цель -- это атрибут осмысленного действия, то что же всё таки такое сам смысл?
И не может ли быть так, что цель у действия появляется благодаря наличию смысла, а не наоборот?
Могу ещё выделить тут ту особенность, что цель -- вещь субъективная.
Смыслы же мы довольно легко экспортируем посредством коммуникации -- они, видимо, в большей степени объективны, чем цели.
eLectric писал(а):
К этому надо добавить, что "понятие" давно и подробно разработано в философии.
Давно используется -- соглашусь, хорошо понято и понимание общепринято -- сомневаюсь.