2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 13  След.
 
 Сознание
Сообщение23.05.2006, 14:45 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/01/06
1037
Кто рискнет дать определение "сознанию"! Что Вы думаете о словосочетании "сознание и квантовая механика"?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение23.05.2006, 17:09 
Основатель
Аватара пользователя


11/05/05
4313
Ожегов рискнул
Цитата:
СОЗНАНИЕ
    1. человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении; псих ическая деятельность как отражение действительности. Бытие определяет с. Классовое с.
    2. состояние человека в здравом уме и памяти, способность отдавать себе отчет в своих поступках, чувствах. Потерять с. Лишиться сознания. Прийти в с. Больной без сознания. До потери сознания (до полного изнеможения).
    3. см. СОЗНАТЬ , -ся.
    4. (прост.) То же, что сознательность (во 2 знач.).
    5. мысль, чувство, ясное понимание чего-нибудь. Его мучило с., что он ошибся. С. собственной вины.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение24.05.2006, 11:58 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/01/06
1037
Мда, определения, честно говоря, бестолковые, несмотря на то, что из толкового словаря :) Я имею в виду, что они ничего не растолковывают, а только вызывают новые вопросы:
Цитата:
человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении

1) Что значит "способность"?
2) Насколько это воспроизведение точное, воспроизводит ли сознание вообще что-либо, зачем воспроизводит, добавляет ли сознание что-то "от себя" при воспроизведении?
3) Что такое "действительность", вся ли действительность воспроизводится?
4) Чем сознание отличается от мышления?
Цитата:
состояние человека в здравом уме и памяти

5) У человека вне здравого ума и памяти сознания нет?
6) Что такое "здравый ум и память"?
Цитата:
способность отдавать себе отчет в своих поступках, чувствах

7) Опять "способность"? :)
8) А если я не отдаю отчет себе в своих поступках и, тем более, чувствах, то я без сознания?

Как Вы относитесь к понятию ФАНЕРОН?

Мне думается, что "воспроизведение действительности" - это очень старое определение сознания. А как же активное участие сознания, конструирование по Канту?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение24.05.2006, 12:59 
Основатель
Аватара пользователя


11/05/05
4313
Вы первый раз в жизни толковый словарь видите?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение24.05.2006, 13:03 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/01/06
1037
Нет, а что?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение24.05.2006, 13:05 
Основатель
Аватара пользователя


11/05/05
4313
Тогда Вы знаете как им пользоваться. Удачи. Найдете в нем ответы на большинство изложенных вопросов.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение24.05.2006, 13:07 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/01/06
1037
Вы получаете ответы на все вопросы из словаря?!Интересный опыт! Витгенштейн бы Вами гордился!

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение24.05.2006, 13:09 
Основатель
Аватара пользователя


11/05/05
4313
У Вас еще, видимо, и с логикой какие-то проблемы... Нет, я не получаю ответы на все вопросы из словаря.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение24.05.2006, 13:11 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/01/06
1037
Другими словами, Вы считаете, что на поставленные вопросы наилучший ответ можно получить из словаря Ожегова?

 Профиль  
                  
 
 БСЭ
Сообщение24.05.2006, 13:15 
Экс-модератор
Аватара пользователя


23/12/05
12064
Сознание, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. С. выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. В силу сложности феномена С. каждая из комплекса изучающих его наук вносит определенную специфику в самый подход к определению С. В философии при материалистическом решении ее основного вопроса (см. Основной вопрос философии) С. рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в психическом отражении действительность, как осознанное бытие, субъективный оо раз объективного мира, как субъективная реальность в противоположность объективной, как идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним; в более узком смысле под С. имеют в виду высшую форму психического отражения, свойственную общественно развитому человеку, идеальную сторону целеполагающей трудовой деятельности. При социологическом подходе С. рассматривается прежде всего как духовная жизнь общества в совокупности всех ее форм. В психологии С. трактуется как психическая деятельность, которая обеспечивает: обобщенное и целенаправленное отражение внешнего мира; выделение человеком себя из окружающей среды и противопоставление себя ей как субъекта объекту; целеполагающую деятельность, т. е. предварительное мысленное построение действий и предусмотрение их последствий; контроль и управление поведением личности, ее способность отдавать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в своем собственном духовном мире. Поскольку предмет С. — не только внешний мир, но и сам субъект — носитель С., постольку одним из существенных моментов С. является самосознание. История взглядов на С. На ранних ступенях развития философии не было строгого расчленения идеального и материального. Так, например, логос у Гераклита понимается одновременно и как огонь, и как смысл вещей; ценность человеческого разума определяется степенью его близости к логосу — общему миропорядку вещей. Вплоть до Платона греческая мысль не знала понятия идеального в собственном смысле. Душа рассматривалась то как воздух, то как огонь, то как движение тончайших атомов. Платон впервые выделяет понятие идеального как некоей противоположности чувственно-предметному, материальному. Как для всего космоса «ум» (нус) является перводвигателем, источником гармонии, силой, способной адекватно мыслить самое себя, так и в каждой индивидуальной душе человека ум созерцает самого себя и вместе с тем является активным началом, регулирующим поведение. Если в античности разум космичен и предстает как обобщение действительного мира, как синоним универсальной закономерности, то в средние века С. трактуется как над-мировое начало (бог), которое существует до природы и творит ее из ничего. При этом разум толкуется как атрибут бога, а за человеком оставляется лишь крохотная «искорка» всепроникающего пламени божественного разума. Вместе с тем в недрах христианства возникает идея спонтанной активности души, причем в понятие души включалось и С. На разработку проблемы С. в философии нового времени наибольшее влияние оказал Р. Декарт, который, выдвигая на первый план момент самосознания, рассматривал С. как непространственную субстанцию, открытую лишь для созерцающего ее субъекта. Б. Спиноза в своем материалистическом учении рассматривал С. как один из атрибутов субстанции (природы) наряду с протяжением. Французские материалисты 18 в. трактовали С. как функцию мозга и отражение действительности. Вместе с тем домарксистские материалисты не смогли раскрыть общественную природу и активный характер человеческого С. Представители нем. классического идеализма подвергли глубокому анализу проблему творческой активности С., Г. Гегель вплотную подошел к проблеме социально-исторической природы С. и утвердил принцип историзма в понимании С. Гегель исходил из того, что С. личности (субъективный дух), будучи необходимо связано с объектом, определяется историческими формами общественной жизни; однако последние идеалистически толковались им как воплощение объективного духа. Марксизм рассматривает С. как функцию мозга, как отражение объективного мира, необходимую сторону практической, материальной деятельности человека. Согласно диалектическому материализму, С. возникает, функционирует и развивается из реального взаимодействия человека с миром, на основе его чувственно-предметной деятельности, общественно-исторической практики. Отражая в своем содержании объективный мир, С. детерминируется природной и общественной действительностью. Предметы, их свойства и отношения существуют в нем в форме образов — идеально; идеальное выступает как продукт деятельности мозга, как субъективный образ объективного мира. Активность С. Сознание и деятельность. Отвергая идеалистическую трактовку активности С. как имманентной, идущей из глубины духа, марксизм вместе с тем вскрывает и несостоятельность концепции метафизического материализма, согласно которой С. есть пассивное созерцание мира. Диалектический материализм объясняет активность С., исходя из его детерминации объективной действительностью: объективный мир, воздействуя на человека, отражается в его С., превращается в идеальное; в свою очередь, С. (идеальное) через материальную деятельность человека претворяется в действительность, в реальное. Активность С. направлена прежде всего на познание. Она проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия, в абстрагирующей деятельности мысли, в актах фантазии, продуктивного воображения, связанного с созданием новых идей и идеалов, в управлении практической деятельностью. Исходным пунктом отношения человека к реальному миру является целеполагающая деятельность. Именно в обеспечении целеполагающей творческой деятельности, направленной на преобразование мира и подчинение его интересам человека, общества, состоит основной жизненный смысл и историческую необходимость возникновения и развития С., которое дает человеку возможность правильно отражать существующее, предвидеть будущее и на этой основе посредством практической деятельности творить мир: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его... Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 194, 195). Происхождение С. и его биологической предпосылки. Формированию С. человека предшествовал длительный период «умственного» развития животных. В истолковании этого развития диалектический материализм исходит из того, что психическое отражение появляется лишь на высоком уровне организации материи и связано с образованием нервной системы. Психическая деятельность животных полностью обусловлена биологическими закономерностями и служит приспособлению к внешней среде, тогда как С. человека направлено на преобразование мира. В отличие от животного, человек выделяет свое отношение к миру и сам мир как объективную реальность. Становление человека связано с переходом от присвоения готовых предметов к труду (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 19, прим.). В процессе труда происходило разложение инстинктивной основы психики животных и формирование механизмов сознательной деятельности. Зарождаясь и развиваясь в труде, С. в нем прежде всего и воплощается, создавая мир очеловеченной природы, культуры. С. могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованного мозга, который формировался по мере усложнения структуры чувственно-предметной деятельности и социальных отношений, а также связанных с этим форм знаковой коммуникации (см. Ф. Энгельс, там же, т. 20, с. 490). С помощью орудий человек вовлекал предметы в искусственные формы взаимодействия. Применение орудий и системы речевых знаков в виде жестов и звуков, т. е. переход к опосредствованной не только практической, но и символической деятельности, в условиях первобытного человеческого стада, а затем и родового общества видоизменил всю структуру человеческой активности. Логика чувственнопредметной деятельности и воспроизводившая ее система жестов в актах коммуникации, диктуемых необходимостью совместного труда, превращалась во внутренний план мыслительной деятельности. Орудием этой внутренней деятельности выступила система знаков — язык. Благодаря языку С. формируется и развивается как духовный продукт жизни общества, осуществляется преемственность человеческой деятельности и общения. Социальная сущность С. Личное и общественное С. Идеализм исходит из того, что С. развивается имманентно, спонтанно и может быть понято исключительно из самого себя. В противоположность этому марксизм исходит из того, что невозможно анализировать С. изолированно от др. явлений общественной жизни. «Сознание... с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 3, с. 29). Мозг человека заключает в себе выработанные всей мировой историей человечества потенции, передающиеся по наследству «задатки», которые реализуются в условиях обучения, воспитания и всей совокупности социальных воздействий. Мозг становится органом человеческого С. только тогда, когда человек вовлекается в общественную жизнь, усваивает исторически выработанные формы культуры. С. объективируется в системе материальной и духовной культуры, в формах обществ. С. Общественное С. развивается через С. отдельных людей, будучи лишь относительно независимым от последнего: нерасшифрованные письмена сами по себе еще не заключают в себе мыслительного содержания, только в отношении к отдельным людям книжные богатства библиотек мира, памятники искусства и т.п. имеют смысл духовного богатства. Общественное С. — это отражение общественное бытия, выраженное в языке, в науке и философии, в произведениях искусства, в политической и правовой идеологии, в нравственности, в религии и мифах, в народной мудрости, в социальных нормах и воззрениях классов, социальных групп, человечества в целом. Общественное С. обладает сложной структурой и различными уровнями, начиная от обыденного, массового С. и кончая высшими формами теоретического мышления. В состав общественного С. входят различные его формы: наука, философия, искусство, нравственность, религия, политика, право. Отражая общественное бытие, общественное С. обладает относительной самостоятельностью и оказывает обратное воздействие на общественное бытие. Когда имеют в виду общественное С., то отвлекаются от всего индивидуального, личного и берут взгляды, идеи, характерные для данного общества в целом или для определенной социальной группы. Подобно тому как общество не есть «сумма» составляющих его людей, так и общественное С. не есть «сумма» сознаний отдельных личностей, а качественно особая духовная система, которая живет своей относительно самостоятельной жизнью. Между личным и общественным С. происходит постоянное взаимодействие. Исторически выработанные обществом нормы С. становятся личными убеждениями индивида, источником нравственных предписаний, эстетических чувств и представлений. В свою очередь, личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности, значение социальной силы, когда они входят в состав общественного С., приобретают характер нормы поведения. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2; Маркс К., Тезисы о Фейербахе, там же, т. 3; Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18; его же, Философские тетради, там же, т. 29; Сеченов И. М., Избранные философские и психологические произведения, М., 1947; Хасхачих Ф. И., Материя и сознание, М., 1952: Рубинштейн С. Л., Бытие и сознание, М., 1957; Выготский Л. С., Развитие высших психических функций, М., 1960; Спиркин А. Г., Происхождение сознания, М., 1960; его же, Сознание и самосознание, М., 1972; Шорохова Е. В., Проблема сознания в философии и естествознании, М., 1961; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, 3 изд., М., 1972; Проблемы сознания, М., 1966; Георгиев Ф. И., Сознание, его происхождение и сущность, М., 1967; Басеин Ф. В., Проблема бессознательного, М., 1968; Уледов А. К., Структура общественного сознания, М., 1968; Тугаринов В. П., Философия сознания, М., 1971; Дельгадо Х., Мозг и сознание, пер. с англ., М., 1971; Conference on problerns of consciousness, 5 ed., N. Y., 1955; Beloff J., The existence of mind, L., 1962; F rey G., Sprache — Ausdruck des Bewufitseins, Stuttg., 1965; Brain and mind. Modern concepts of the nature of mind, by Н. Kuhlenbeck [ a. o. ], N. Y., 1965; Grei danus J. Н., A theory of mind and matter, Arnst., 1966; Rothacker Е., Zur Genealogie des menschlichen BewuBtseins, Bonn, 1966. А. Г. Спиркин. Расстройства сознания. Понятие «расстроенное С.» рассматривается в современной психиатрии неоднозначно. Наиболее распространена точка зрения, согласно которой к расстройствам С. относят лишь те болезненные состояния, при которых нарушается восприятие внешних объектов, ориентировка в пространстве и времени, расстраивается мышление, происходящее не фиксируется памятью, наступает отрешенность от реального мира (К. Ясперс). Каждый из перечисленных признаков может наблюдаться при различных психических расстройствах, но сочетание этих признаков характеризует состояние помраченного С. Следовательно, для расстройства С. характерно нарушение как абстрактно-логического, так и наглядного, чувственного, познания. В клинической практике наиболее часто встречается оглушение, которое проявляется заторможенностью, сонливостью, обеднением психической жизни, новышением порога восприятия внешних раздражителей; от легкой степени (обнубиляция сознания) до крайне тяжелых — сопора и комы. Делириозному помрачению С., или делирию, свойственны иллюзии, галлюцинации аффективные расстройства, острый бред, двигательное возбуждение, сочетающиеся с общими для всех видов нарушения С. признаками. Для онейроидного (сновидного) помрачения С. характерны прежде всего фантастические чувственные грезоподобные переживания, выраженные аффективные и двигательные расстройства, нарушение самосознания. При аментивном помрачении С., или аменции, преобладают грубое расстройство течения ассоциативных процессов (бессвязность, фрагментарность мышления), сопровождающееся суетливым двигательным возбуждением, бессвязной говорливостью, постоянной сменой настроения. В отличие от указанных выше синдромов, сумеречное помрачение С. развивается внезапно, имеет четкие начало и конец и длится обычно недолго — минуты или часы: внешне поведение человека нередко выглядит целесообразным и последовательным, но наличие злобно-тоскливого аффекта, острого бреда и ярких галлюцинаций может обусловить вспышки неистового возбуждения с бессмысленной агрессией. Лит.: Меграбян А. А., О природе индивидуального сознания. (В норме и патологни), Ер., 1959; Герцберг М. О., Очерки по проблеме сознания в психопатологии, М., 1961; Проблемы сознания. Материалы симпозиума, М., 1966; Пападопулос Т. Ф., Проблема расстройств сознания в современной психиатрии, «Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова», 1969, т. 69, № 3, с. 444 — 56; Rosenfeld M., Die Storungen des Bewusstseins, Lpz., 1929; Hirsch W., Rust K., Bewusstseinsverlust, 2 Aufl., Lpz., 1958. М. И. Фотьянов.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение24.05.2006, 13:17 
Основатель
Аватара пользователя


11/05/05
4313
Freude писал(а):
Другими словами, Вы считаете, что на поставленные вопросы наилучший ответ можно получить из словаря Ожегова?

Мда... Все-таки, есть у Вас определенные трудности. Нет, я не считаю, что наилучший ответ можно получить из словаря Ожегова. Только вот не надо из этого делать вывод, что, мол, их можно получить из словаря другого автора. Вообще, не стоит переиначивать мои слова.

Я думал, Вы сами догадаетесь, но, видимо, не судьба. Так вот, цифрами в словарной толковательной статье (как и в других словарях) отмечаются разные смысловые значения слова.
Так вот Вы сначала определитесь, какое значение слова "сознание" Вы хотите обсудить.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение24.05.2006, 13:20 
Основатель
Аватара пользователя


11/05/05
4313
photon, мне тут на маленькую статейку из толкового словаря столько вопросов назадавали. Представь, какой шквал будет обрушен на тебя с твоей статьей из БСЭ :wink:

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение24.05.2006, 13:21 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/01/06
1037
Ну я так не играю :) Мне интересно мнение и личное отношение, а не словарные статьи. Похоже этот вопрос неактуальный, господа.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение24.05.2006, 13:26 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/01/06
1037
Цитата:
Так вот Вы сначала определитесь, какое значение слова "сознание" Вы хотите обсудить


Самое широкое. Из предложенных значений я не могу выделить подходящее мне. А какое значение слова "сознание" Вам подходит больше всего?

И еще вопросик, раз мы решили языком побаловаться: Что такое "смысловые значения"?
Цитата:
отмечаются разные смысловые значения слова

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение24.05.2006, 13:34 
Основатель
Аватара пользователя


11/05/05
4313
Freude, подходит для чего? Это не галстук, а я — не костюм.
Я совсем не хочу баловаться языком. Извините.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 188 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 13  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group