Он претендовал на это при условии что некий оракул сообщит нам начальное состояние этого фрагмента. Осуществимость такого оракула при этом остаётся под вопросом.
Да ладно. В классической молекулярно-кинетической теории буквально декларировалось, что если одномоментно развернуть все молекулы газа, вытекшего из баллона, то в определённый момент они все соберутся обратно в баллоне. "Неосуществимость" этого интерпретировалась как чисто техническая проблема. И, кстати, нечто очень похожее на это не так давно всё-таки было осуществлено в интересах радиолокации - при создании согласованных фильтров, настраиваемых под произвольный сигнал радиолокатора.
такой детерминизм - из мира невидимых розовых единорогов.
Это общепринятое понимание детерминизма.
К сожалению, в это общепринятое понимание заложена игра словами на гране (или уже за гранью) демагогии. Когда в задаче Коши значения функции являются наблюдаемыми в любой момент, то это логично назвать "детерминизмом". Но когда эти значения представляют собой ненаблюдаемое невесть что... Так появляются всякие извращённые словосочетания типа "вероятностный детерминизм" или "квантовый детерминизм". Теперь, когда мы бросаем монетку, то это называется "вероятностный детерминизм", ибо вероятность выпадения орла как бы всегда "детерминированно" равна 50%. Но вероятность выпадения орла в одном конкретном броске не является наблюдаемой величиной! Наблюдаем мы только факт того или иного варианта выпадения. Поэтому этот самый "вероятностный детерминизм" - это чисто воображаемая фигня.
Эдак слово "детерминизм" можно при желании натянуть вообще на что угодно. Вот есть классический пример кинематической задачи, которая не соответствует условиям задачи Коши и благодаря этому в ней нарушается однозначность решения:
По дороге движутся Петя, Маша и Мухтар. Петя движется вправо с постоянной скоростью 5 км/ч, в начальный момент он находится на нулевом километре дороги. Маша движется вправо с постоянной скоростью 4 км/ч, в начальный момент она находится на первом километре дороги (т.е. на километр впереди Пети). Мухтар движется со скоростью 20 км/ч по следующему алгоритму: Если впереди него нет ни Пети, ни Маши, то он разворачивается. В начальный момент Мухтар находится на нулевом километре вместе с Петей (значит далее он побежит со скоростью 20 км/ч в сторону Маши, пока её не догонит, потом развернётся и со скоростью 20 км/ч побежит до встречи с Петей и т.д.). Вопрос такой: На каком километре дороги через 2 часа окажется Мухтар?
Однозначного ответа нет, потому что через 1 час Мухтар пройдёт через точку бифуркации, после которой мы не сможем сказать про местоположение Мухтара ничего точнее, чем "где-то между Петей и Машей". В частности, через два часа местоположение Мухтара будет известно с неопределённостью в километр. Но можно, конечно, запастись тоннами демагогии и притянуть "детерминизм" и к этой задаче. Например, сказать, что "Мухтар
детерминированно окажется между Петей и Машей".
Это важно, потому что есть теоремы, применимые только к детерминистическим теориям.
Меня поражает способность человеческого сознания попадать в плен бесконечной веры в им же самим придуманные абстракции.
Вот мы решили, что в детерминированной теории информация не может исчезать. А тут - опа, оказалось, что в черной дыре информация вроде бы должна исчезать. Но мы вывернемся! Мы придумаем, что падающие под горизонт событий частицы обязаны оказаться спутанными с частицами излучения Хокинга. Т.е. это самое излучение Хокинга (которое вживую пока что никто не наблюдал и которое даже теоретически должно быть на много, много, много порядков слабее даже реликтового фона), оказывается, должно сохранить в себе
всю информацию об упавшей в чёрную дыру материи. Я не могу назвать это иначе, чем "беспредельный полёт фантазии".
Или волновая функция Вселенной: Мы взяли теоретический инструмент, придуманный Шредингером для решения практической проблемы - описания состояния электрона в атоме водорода или при прохождении через щель, и с лёгкостью вообразили себе, как он распространяется на Вселенную в целом. При этом мы прекрасно понимаем, что реально описать таким образом мы не можем не то что всю Вселенную, но даже относительно простые объекты. Но мы всё же вообразим, что мы "как будто" это сделали. А потом всерьёз поверим в теоретические выводы, которые из этого следуют.
Или та же "объективная реальность": Мы вообразим себе идеальный Супермозг вне Вселенной, который знает о Вселенной "всю правду", и назовём это его "подлинное" знание "объективной реальностью". А потом сделаем из этих своих предположений очередные выводы Вселенского масштаба: Раз этот Супермозг заранее всё и с абсолютной точностью знает, то никакая свобода воли "онтологически" невозможна. И плевать на то, что эти выводы зримо и ежечасно противоречат непосредственно наблюдаемой нашей собственной свободе воли....
Выкинуть из рассмотрения теории её потенциальных пользователей - тех, для кого она писалась, это значит выкинуть большую часть смысла.
А я бы сказал, это значит придать ей должную объективность. И тут неважно, есть ли у теории пользователи или нет, важно, что они не играют существенной роли в формулировке теории.
Какая объективность в том, что написанное никто не станет читать? Теории состоят из
предложений некоего языка, а вовсе не являются буквальной копией реальности. Если нет того, кто способен прочитать и интерпретировать эти предложения, то теория превращается в ничего не значащую грязь на бумаге. Даже правило арифметики натуральных чисел о том, что сложение может быть осуществлено многократным применением инкремента, требует кого-то, кто способен его понять и выполнить при реальных вычислениях.
1. Нет, Вы не отличаете реальный чайник от воображаемого. Вы считаете, что отличаете реальный чайник от воображаемого. Иногда (часто) это мнение верное, иногда - нет.
Когда я считаю, что отличаю реальный чайник от воображаемого, то я выражаю это утверждением: "Я отличаю реальный чайник от воображаемого". Мне нет нужды употреблять лишние словообороты типа: "Я считаю, что отличаю реальный чайник от воображаемого", или: "Я считаю, что я считаю, что я отличаю реальный чайник от воображаемого".
Но подчеркиваю, по "реальным" чайником Вы понимаете нечто другое чем принято в общеупотребительной терминологии.
Нет, я употребляю это в общеупотребительном смысле: когда могу пальцем указать на реальный чайник. А когда некто употребляет это слово в смысле, которого сам не понимает, то это не "общеупотребительный смысл", а общеупотребительная бессмыслица.
2. Отличить очень просто: если образ (конкретного) чайника стал следствием сигналов рецепторов (в данном случае глаз), то это образ реального чайника. А если он сформировался исключительно внутри головы - то это образ воображаемого чайника.
Я не вижу здесь рецепта, как отличить, что образ связан с "сигналами рецепторов". У меня в голове нет дополнительной контролирующей аппаратуры, которая проверяет, что сигнал прошёл именно от рецепторов, и зажигает зелёную лампочку. Поэтому я просто доверяю тому, что вижу.
3. Сам воспринимающий субъект не может отличить. Но могут отличить некие исследователи, наблюдающие электрическую активность Вашего мозга, с некоторой достоверностью. Для этого нужно допустить возможность существования таких исследователей, которые могут изучать Ваш мозг (а не Ваш мозг изучает их). А это сразу ведет к презумпции существования объективной реальности.
Это ни к чему не ведёт, кроме допуска неких исследователей к наблюдению электрической активности моего мозга.
Вы не только подменяете термины, но и подменяете задачи. Людям с нарушениями в психике должны помогать психиатры, а не около философские беседы на около философские вопросы.
Я исхожу из практических задач, а не из потребности в философском трындеже. Если Ваши критерии определения реального имеют цели потрындеть о философии, а не помочь людям на практике отличить реальное, то можете пообсуждать их сами с собой.
Решение, основанное на презумпции (любой) - принимаем это решение, пока не доказано обратное.
Доказательство - это как раз, когда доказано (прямое утверждение).
Ещё раз: Если судом принято решение "за недоказанностью вины", то это - оправдательный приговор, т.е. этим подтверждена невиновность подсудимого. Не надо рассказывать о том, что на человеке пожизненно продолжает висеть подозрение. Это была бы какая-то странная юриспруденция.
Я вроде бы ещё ни разу не сказал, что факт реальности - это образ в сознаниии, это Вы такую "мою точку зрения" нафантазировали. Восприятие заключается в формировании образа воспринимаемого. Отсюда видно, что воспринимаемое - не образ, а прообраз.
Вы пользуетесь терминами в каких-то странных значениях. Поэтому неудивительно, что на 46-й странице продолжает оставаться непонимание Вашей позиции.
Если Вы продолжаете придавать моим словам интерпретацию, прямо противоречащую сказанному, например, называете наблюдаемое "образом" (чего я не говорил), то непонимание на любом количестве страниц не удивительно.
Начнем сначала

Что такое "воспринимаемое" в примере с чайником?
На примере с чайником воспринимаемым является чайник, в реальности которого я ни в малейшей степени не сомневаюсь.
Это как? Как определить, является ли чайник реальным, с помощью свойства "существовать вне зависимости от сознания"?
Повторю, солипсизм (и всякий другой извод идеализма, отрицающий объективную реальность) неопровержим и недоказуем.
С помощью свойства "существовать вне зависимости от сознания" мы допускаем возможность существования собственно чайника. А ошибки идентификации, конечно, могут случаться. Как-то встречал байку, как некий блогер купил копию древнего сосуда и решил, что это чайник-заварник. А оказалось - ночной горшок.
Объяснение, которое ничего не объясняет. Я просил не "допустить возможность существования чайника", а определить реальность чайника. Например, когда я вижу чайник на столе, то мне ничего "допускать" или "предполагать" не надо, я его уже воспринял как реальный, независимо ни от каких философских рассуждений о презумпции существования чего-то там. Это такая встроенная особенность механизма восприятия, понимаете?