2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
 
 Re: Электромагнитные теории сознания
Сообщение24.11.2024, 15:33 


31/01/24
803
realeugene в сообщении #1662696 писал(а):
Спасибо, не нужно, я вряд ли стану сейчас углубляться.


Ок, если когда-нибудь понадобится, то можете всегда мне написать.

(Оффтоп)

realeugene в сообщении #1662696 писал(а):
Ну так принято в научных статьях писать об авторах в множественном числе


Знаю, но в теме прозвучало всё равно странно, по крайней мере лично для меня)

 Профиль  
                  
 
 Re: Электромагнитные теории сознания
Сообщение24.11.2024, 15:34 


27/08/16
10246
Ghost_of_past в сообщении #1662698 писал(а):
Ок, если когда-нибудь понадобится, то можете всегда мне написать.

Спасибо!

 Профиль  
                  
 
 Re: Электромагнитные теории сознания
Сообщение24.11.2024, 15:36 


31/01/24
803
realeugene в сообщении #1662696 писал(а):
Так условия коррелируют же с высшей нервной деятельностью


Разумеется, но речь идет о минимальном нейронном механизме, без которого сознательный опыт не появляется. Кислород и глюкоза в крови или сигналы от рецепторов/органов чувств сами по себе к появлению сознания автоматически не приводят, хотя они и обязательные условия существования и функционирования сознания.

 Профиль  
                  
 
 Re: Электромагнитные теории сознания
Сообщение24.11.2024, 15:43 


27/08/16
10246
Ghost_of_past в сообщении #1662700 писал(а):
Кислород и глюкоза в крови или сигналы от рецепторов/органов чувств сами по себе к появлению сознания автоматически не приводят, хотя они и обязательные условия существования и функционирования сознания.
А, так вот в каком смысле механизм "минимальный". Так если это коллективный эффект, то минимального механизма, достаточного для существования эффекта, скорее всего вообще нет. Есть только набор необходимых. И может требоваться, например, ещё и случайный пинок, или шлепок по попе, чтобы человек пришёл в сознание и начал дышать думать.

Сознание у ребёнка всё-таки отличается от сознания взрослого. Оно развивается в ходе обучения. А значит, правильная конфигурация рецепторов в синапсах сетки тоже необходимое условие.

 Профиль  
                  
 
 Re: Электромагнитные теории сознания
Сообщение24.11.2024, 15:45 


31/01/24
803
realeugene в сообщении #1662702 писал(а):
то минимального механизма, достаточного для существования эффекта, скорее всего вообще нет


Да, это тоже допустимый вариант, который вполне серьезно рассматривается в современной нейронауке.

-- 24.11.2024, 15:48 --

realeugene в сообщении #1662702 писал(а):
Сознание у ребёнка всё-таки отличается от сознания взрослого


В нейронауке, психологии и педагогике считается, что сознание вообще более-менее активно начинает работать у ребенка примерно к возрасту около 1 года, а самосознание и вовсе к 3 годам (так называемый кризис трех лет).

Речь однако исключительно об обобщенном нейронном механизме сознания, необязательно даже вообще человеческого вида.

 Профиль  
                  
 
 Re: Электромагнитные теории сознания
Сообщение24.11.2024, 15:57 


27/08/16
10246
Ghost_of_past в сообщении #1662703 писал(а):
Речь однако исключительно об обобщенном нейронном механизме сознания, необязательно даже вообще человеческого вида.
Если обобщать - то идея борьбы с галюцинациями сетки мне кажется интересной. Исходя из поведения цифровых нейросеток, галюцинации присущи нейросеткам как механизму, реализующему очень сложную функцию. Многократно повторяя вывод сеткой можно его перепроверять. Многократное повторение одного и того же вывода требует некоторого механизма, который можно считать концентрацией внимания. Человеческое сознание характеризует как раз способность мыслить логично, строя длинные цепочки логического вывода. Рептильный мозг так не умеет. И к GPT только прикручивают подобное, но многократное повторение вывода дороже.

 Профиль  
                  
 
 Re: Электромагнитные теории сознания
Сообщение24.11.2024, 16:19 


31/01/24
803
realeugene в сообщении #1662704 писал(а):
Если обобщать - то идея борьбы с галюцинациями сетки мне кажется интересной


В принципе такие вещи высказывались целым рядом специалистов, например тем же самым Томасом Метцингером и Риккардо Манцотти (Riccardo Manzotti).

 Профиль  
                  
 
 Re: Электромагнитные теории сознания
Сообщение24.11.2024, 16:28 


27/08/16
10246
Ghost_of_past в сообщении #1662709 писал(а):
Риккардо Манцотти (Riccardo Manzotti).

Это же философ? Упоминается, что он занимался ИИ, но только в начале 90-х, ещё до прорыва глубокого обучения.

 Профиль  
                  
 
 Re: Электромагнитные теории сознания
Сообщение24.11.2024, 16:32 


31/01/24
803
realeugene в сообщении #1662711 писал(а):
Это же философ?


Да, но про то, что сознание среди прочего нужно для борьбы с галлюцинациями он писал довольно много и в 1990ые, и в 2000ые годы.

Метцингер про связь сознания и галлюцинации писал также прямым образом, я его даже цитировал из книги "Тоннель Эго. Наука о мозге и миф о своем Я":

Цитата:
Проблема Эволюции: не могло ли все это произойти в темноте?

Проблема Эволюции – одна из самых сложных для теории сознания. Зачем и в каком смысле оказалось необходимым развить в нервной системе животных сознание? Не могли ли вместо сознательных существ появиться зомби? Ответ на это – и да и нет.

Как я отмечал во введении, сознательный опыт не относится к явлениям типа «все или ничего», он обладает степенями и оттенками. У сознания на этой планете долгая история. У нас есть свидетельства того, что теплокровные позвоночные Земли (а возможно, и некоторые другие существа) обладают феноменальным переживанием. Основные характеристики мозга, обеспечивающие сенсорное переживание, наблюдаются у млекопитающих и являются гомологичными благодаря общему предку.
...
Прежде всего, не будем забывать, что эволюция направляется случайностью и не преследует определенной цели. То, что мы называем непрерывным совершенствованием нервной системы, достигается слепым процессом наследственных изменений и отбора. Некорректно будет считать, что эволюция должна была изобрести сознание, – в принципе, оно могло оказаться бесполезным побочным продуктом. Никакой необходимости здесь нет. Не всякое изменение – адаптация, а если и адаптация, то необязательно наилучшим образом замысленная, поскольку естественный отбор может работать только с наличным материалом. Были и остаются другие возможные пути и решения. Тем не менее многое из того, что происходило в нашем мозгу и в мозгу наших предков, явно имело адаптивный характер и было полезным для выживания.

На сегодняшний день имеется длинный список потенциальных кандидатов на роль функций сознания. Среди них: возникновение внутренне мотивирующих состояний; совершенствование социального сотрудничества; стратегия улучшения внутреннего отбора и распределения ресурсов в мозгу, который стал слишком сложен для саморегуляции; модификация и взаимодействие иерархии целей и долговременного планирования; извлечение эпизодов из долговременной памяти; конструирование пригодных для хранения репрезентаций; гибкость и точность контроля поведения; понимание психических состояний сородичей и предсказание их поведения в социальных взаимодействиях; решение конфликтов и предотвращение проблем, которые могут возникнуть из-за негибких процессов обработки информации; создание плотного интегрированного образа реальности как целого; установление глобального контекста, пошаговое обучение и так далее. Трудно поверить, что сознание не исполняет хотя бы какую-то из этих функций. Для примера рассмотрим одну из них.

Ученые, занимающиеся сознанием, согласны в том, что одна из основных функций сознательного опыта состоит в обеспечении «глобального доступа» организма к информации. Метафора Бернарда Баарса о «рабочем пространстве» имеет и функциональный аспект: проще говоря, эта теория утверждает, что осознаваемая информация – это то подмножество активной в мозгу информации, в отношении которой неясно, какая из ваших психических способностей потребуется для последующего доступа к ней. Понадобится ли вам фокусировка внимания? Или придется сформулировать для нее понятие, обдумать ее и сообщить другим людям? Понадобится ли вам гибкая поведенческая реакция – избранная после сравнения с альтернативными реакциями? Или вам нужно будет связать эту информацию с эпизодической памятью – возможно, для того, чтобы сравнить с виденным или услышанным прежде? Итак, мысль Баарса состоит, кроме всего прочего, в том, что нечто осознается только тогда, когда неизвестно, какой к нему приложить инструмент из вашего психического набора.

Обратите внимание: впервые обучаясь сложному действию – завязывать шнурки или ездить на велосипеде, – вы всегда упражняетесь осознанно. Это требует внимания и отнимает много ресурсов. Однако, как только вы овладели завязыванием шнурков или ездой на велосипеде, процесс обучения забывается – настолько, что вам трудно будет обучать этому искусству своих детей. Он быстро уходит ниже порога осознания и выполняется автоматически – быстро и эффективно. Но стоит системе столкнуться с новым контекстом или стимулом, как глобальный рабочий механизм активируется и становится представленным в сознании. В этот самый момент вы и начинаете осознавать процесс.

Конечно, эту теорию следует уточнить, поскольку степени доступности сознанию отличаются. Есть вещи – такие как невыразимый оттенок зеленого № 25, – которые доступны, скажем, вниманию, но не памяти и не понятийному мышлению. Другие вещи доступны избирательному контролю моторики, но доступ происходит так быстро, что минует ваше внимание. Если бы спринтер на стометровке дожидался, пока осознанно услышит выстрел стартового пистолета, забег был бы проигран заранее: к счастью, его тело слышит выстрел раньше него. Есть разные степени сознательного опыта. И чем пристальнее вглядывается в него наука, тем расплывчатее становятся границы между сознательным и бессознательным. Однако общая идея глобальной доступности позволяет убедительно рассуждать об эволюции сознания. А вот что бы я добавил в этот сюжет: сознание есть орган нового типа.

У биологических организмов развились органы двух типов. Одни, такие как сердце или печень, составляют части организма, его «железо». Органы такого типа постоянны. Но есть и «виртуальные органы» – чувства (отвага, гнев, желание, зависть) и феноменальное восприятие цветных объектов или музыки либо воспоминания некоего эпизода. Другой пример виртуального органа – иммунная реакция, которая реализуется только когда требуется: на некоторое время она создает особые каузальные свойства, обладает определенными функциями и выполняет для организма некую работу. Когда работа исполнена, она исчезает. Виртуальные органы подобны материальным в том смысле, что выполняют определенную функцию; они представляют собой наборы согласованных функциональных характеристик, позволяющие вам делать что-то новое. Хотя виртуальные органы принадлежат к поведенческим реакциям макроуровня, их можно рассматривать и как сочетание миллиардов согласованных микрособытий – иммунных или разряжающихся нервных клеток. Они, в отличие от сердца или печени, преходящи. То, что для нас – субъективное переживание, есть процесс, вызванный активностью одного или нескольких виртуальных органов.

Виртуальные органы открывают нам глобальный доступ к информации, подводя к новым фактам и, иногда, к совершено новым формам знания. Возьмем для примера тот факт, что вы сейчас держите в руках эту книгу. Феноменальная книга (т. е. сознательный опыт книги) и феноменальные руки (т. е. сознательный опыт определенных частей тела) – образцы действующих в настоящий момент виртуальных органов. Нейронные корреляты в вашем мозгу выполняют работу эмуляторов объекта, внутренне симулируя для вас книгу, которую вы держите, – причем вы не осознаете их работы. То же относится к сознательному опыту руки, являющемуся частью активности телесного субъект-эмулятора. Итак, существует как-будто-я и как-будто-книга, симулированный субъект плюс симулированный объект. Мозг открывает вам доступ и к другим фактам: что эта книга существует, что у нее есть некие постоянные свойства поверхности, определенный вес и тому подобное. Как только информация о существовании и свойствах книги осознается, она открывается для концентрации внимания и дальнейших когнитивных процессов, а также для гибкого поведения.

Теперь мы начинаем понимать то, какой была основная эволюционная функция сознания: оно открывает организму в целом доступ к классам фактов и, следовательно, позволяет к ним обращаться, их обдумывать, гибко на них реагировать, автоматически принимая в расчет общий контекст. Только если сперва мир является вам, вы действительно можете начать осознавать тот факт, что внешняя реальность существует. Это, в свою очередь, необходимое предварительное условие для открытия того, что и вы тоже существуете. Только обладая тоннелем сознания, вы можете осознать, что являетесь частью реальности и присутствуете в ней.

Более того, как только эта глобальная сцена – тоннель сознания – установилась и стабилизировалась, становится возможным образование других типов виртуальных органов и их «танец» в нервной системе. Тоннель является тем, что все это скрепляет. Внутри тоннеля разворачивается хореография вашей субъективной жизни. Вы испытываете осознаваемые эмоции и через них открываете, что у вас есть цели и потребности. Вы воспринимаете себя как творца мыслей. Вы обнаруживаете, что во внешнем мире существуют другие люди – другие действующие лица, и понимаете, в каких отношениях вы с ними состоите: если только определенный тип сознательного опыта не делает этот факт глобально доступным, то вы не можете с ними сотрудничать, избирательно им подражать или другими способами у них учиться. Если вы достаточно умны, то даже можете начать контролировать их поведение, управляя их состояниями сознания. Успешно обманывая – например, внедрив в чужой ум ложное убеждение, – вы активируете виртуальный орган в другом мозгу.

Феноменальные состояния – это нейровычислительные органы, через окно настоящего открывающие глобальный доступ к жизненно важной информации. Они позволяют вам осознавать новые факты в пределах цельного психологического момента. Естественно, возможность использовать для реакции на новый класс фактов все инструменты из вашего психического набора – крупное адаптивное преимущество. Каждый новый виртуальный орган, каждое новое сенсорное переживание, каждая новая осознанная мысль должны окупаться – их активность в течение хотя бы секунд или минут дорого обходится метаболизму. Но поскольку они оплачиваются дополнительным поступлением глюкозы, а также безопасностью, выживанием и продолжением рода, то распространяются в популяции и сохраняются по сей день. Они позволяют нам различать съедобное и несъедобное, искать и распознавать новые источники пищи, планировать атаку на добычу. Они позволяют нам понимать разум других людей и более эффективно сотрудничать с товарищами по охоте. Наконец, они позволяют учиться на опыте.

Промежуточное заключение таково: явление организму мира стало новой вычислительной стратегией. Помечая опасное настоящее как реальность, мы предотвращаем возможность затеряться в воспоминаниях и фантазиях. Отмечая настоящее, организм получает возможность планировать иные, более эффективные пути бегства, обмана или выслеживания добычи, сравнивая для этого внутренние «прогоны» целевого поведения с особенностями данного мира. Обладая осознаваемой, транспарентной моделью мира, вы, прежде всего, можете прямо сравнивать действительное с возможным, действительный мир с симулированными возможными мирами, которые были созданы вашим разумом. Более высокий уровень интеллекта состоит не только в том, чтобы обладать офлайн-состояниями, с чьей помощью можно симулировать потенциальную опасность или желаемый результат, но и в том, чтобы сравнивать реальную ситуацию со множеством возможных целевых состояний. Отыскав путь из реального мира к самому желанному из возможных, вы можете переходить к действию.

Легко упустить из вида каузальную важность этого первого шага эволюции. Репрезентация «действительного» – фундаментальная вычислительная цель сознательного опыта. Это необходимая функциональная характеристика, на которой держится все остальное. Назовем ее просто «построением реальности» – оно позволяет животным явным образом представлять тот факт, что нечто действительно имеет место. Транспарентная модель мира позволяет вам обнаружить, что нечто существует в реальности и, интегрируя ваш образ мира с субъективным Сейчас, открыть, что мир настоящий и существует в настоящем. Этот шаг вводит новые уровни сложности. Наличие глобальной модели мира – это новый способ обработки информации о мире весьма интегрированным образом. Каждая осознанная мысль, каждое телесное ощущение, все, что увидено и услышано, каждый опыт эмпатии или разделение своих целей с другим человеком образуют особый класс фактов, доступных адаптивной, гибкой и избирательной обработке, которую обеспечивает только сознательный опыт. Все, что поднялось до уровня глобальной доступности, внезапно становится более подвижным, более чувствительным к контексту и непосредственно соотносится с прочим контентом вашего осознаваемого.

Функции глобальной доступности бывают очень специфическими. Сознательное цветное восприятие дает информацию о питательной ценности – когда, например, вы замечаете красную ягоду среди зеленых листьев. Сознательный опыт эмпатии обеспечивает вам неречевую форму знания об эмоциональных состояниях других людей. На нее можно обращать внимание, приспосабливать к ней моторное поведение или ассоциировать ее с прошлыми воспоминаниями. Феноменальные состояния не просто представляют факт касательно ягод или чувств другого человека: они еще и связывают все это в глобальный процесс обработки и позволяют исследовать их посредством всех психических способностей. Короче говоря: индивидуальные сознательные опыты от уровня объекта и выше есть виртуальные органы, которые временно открывают вам доступ к знаниям в совершено новом формате данных – в тоннеле сознания, а ваша единая цельная модель Одного мира устанавливает прочные рамки, в которых все это имеет место.

Если существо, подобное Homo sapiens, вырабатывает дополнительную способность: прогонять в уме офлайн-симуляции, оно может представлять и возможные миры – миры, которые не переживаются как настоящие. Такое существо может обладать эпизодической памятью. У него появляется возможность планировать. Оно может спросить себя: как будет выглядеть мир, в котором у меня много детей? Как будет выглядеть мир, в котором я совершено здоров? Или где я богат и знаменит? И как мне сделать, чтобы это свершилось? Могу ли я представить путь, ведущий в эти воображаемые миры из настоящего?

Такое существо может наслаждаться и мысленными путешествиями во времени, переключаясь от «внутреннего времени» к «внешнему времени». Оно может сопоставлять насущные переживания с прошлыми – а может и галлюцинировать или грезить наяву. Чтобы оно смогло должным образом использовать эти психические способности, его мозг должен обеспечить четкий и надежный способ отличать репрезентацию от симуляции. У существа должен быть якорь в реальном мире: затерявшегося в грезах наяву рано или поздно найдет и съест другое животное. Потому нужен механизм, который надежно демонстрирует разницу между одним реальным миром и множеством возможных. Причем этот фокус должен исполняться на уровне самого сознательного опыта, что не так-то просто. Я уже обсуждал тот факт, что сам сознательный опыт уже есть симуляция, и субъект переживания никогда не вступает в непосредственный контакт с реальностью. Итак, следующий вопрос состоит в том, как не заблудиться в лабиринте своего сознания.

Одна из главных функций транспарентной осознанной модели реальности состоит в том, чтобы репрезентировать действительное (философы также иногда говорят «фактичность») – то есть создавать надежную систему отсчета для использующего ее организма: нечто, без исключений и сомнений определяющее, что соответствует реальности (пусть даже это не так); нечто, с чем невозможно поиграться, обойти или обхитрить. Транспарентность решила проблему симуляции множества возможных внутренних миров без риска в них заблудиться: для этого она позволила биологическому организму в явном виде представлять, что один из миров – действительная реальность. Я назову это «гипотезой нулевого мира».

Человеческим существам известно, что некоторые из элементов их сознательного опыта не относятся к реальному миру, что они – всего лишь образы их разума. Теперь мы видим, насколько фундаментальным был этот шаг, и можем осознать его функциональную ценность. Мы получили не только способность к осознанному мышлению, но и способ переживать мысли как мысли, а не галлюцинировать и не теряться в фантазиях. Этот шаг продвинул нас вверх по шкале интеллекта. Он позволил сравнивать воспоминания, цели и планы с насущной ситуацией и помог отыскивать мысленные мосты от настоящего к наиболее желанной реальности.

Различение между вещами, которые являются нам определенным образом, и реальными, объективными фактами стало элементом реальности, в которой мы живем. (Прошу заметить, что это, вероятно, не соответствует действительности для большинства других живых существ на планете.) Осознанно переживая некий элемент нашего тоннеля как образ или мысль о мире, мы осознаем возможность неверных репрезентаций. Мы понимаем, что иногда можем ошибаться, поскольку переживаемая реальность – тоже особого рода явление. Став высокоразвитой репрезентационной системой, мы теперь способны представить главный факт относительно себя – а именно что мы и есть репрезентационные системы. Нам стали доступны понятия истинного и ложного, знания и иллюзии. Как только нам открылось различие между ними, произошел взрыв культурной эволюции, поскольку мы становились все умнее, систематически наращивая знание и сокращая число иллюзий.

Открытие разницы между явлением и реальностью стало возможным, потому что мы осознали, что некий контент нашего сознания конструируется, и мы смогли интроспективно постичь процесс его конструкции. Здесь подходит технический термин «феноменальной непрозрачности», который противоположен транспарентности. Все то в эволюции сознания, что старо, сверхбыстро и чрезвычайно надежно, является транспарентным – таковы наши сенсорные переживания. Абстрактное осознанное мышление таковым не является. С точки зрения эволюции мышление – совсем ново, чрезвычайно ненадежно (это известно каждому) и так медлительно, что мы можем даже отследить его процесс в мозгу. Рассуждая осознанно, мы наблюдаем формирование мыслей: некоторые стадии обработки доступны интроспективному вниманию. Поэтому мы знаем, что мысли не даны нам, а созданы.

Внутреннее явление реалистичного мира, присутствующего здесь и сейчас, – это изящный метод создания системы отсчета и надежный якорь для всех видов психической активности, потребной для высших форм разума. Вы можете постигать и строить возможные миры, только имея уже готовую прочную реальность первого порядка. Это фундаментальный прорыв и основная функция сознания как такового. Оказалось, что тоннель сознания обладает явной ценностью для выживания, что он адаптивен, поскольку обеспечивает единую и прочную систему отсчета для высших уровней моделирования реальности.

 Профиль  
                  
 
 Re: Электромагнитные теории сознания
Сообщение24.11.2024, 16:46 


27/08/16
10246
Ghost_of_past в сообщении #1662712 писал(а):
Метцингер про связь сознания и галлюцинации писал также прямым образом, я его даже цитировал из книги "Тоннель Эго. Наука о мозге и миф о своем Я":
Э... А где в этой цитате про галюцинации?

Галюцинации - это ложные случайные возникающие в мозгу образы. Ошибки восприятия. Которые успешный мозг должен корректировать. Вероятно, они в мозгу любого человека возникают постоянно, но быстро давятся и остаются незамеченными.

А у шизофреника есть полноценное сознание? Бредовые идеи считаются его частью, или нарушением функционирования?

 Профиль  
                  
 
 Re: Электромагнитные теории сознания
Сообщение24.11.2024, 17:07 


31/01/24
803
realeugene в сообщении #1662715 писал(а):
А где в этой цитате про галюцинации?


Прямо в выделенной части текста. Галлюцинации - это побочное следствие как нашего восприятия и воображения, так и необходимости моделирования целостного образа мира в психике.

realeugene в сообщении #1662715 писал(а):
Вероятно, они в мозгу любого человека возникают постоянно, но быстро давятся и остаются незамеченными.


Да, всё так.

realeugene в сообщении #1662715 писал(а):
А у шизофреника есть полноценное сознание?


А что такое полноценное сознание? Сознание у шизофреников есть, но в зависимости от вида шизофрении, этапа болезни, приема лекарственных средств и т.д. это сознание может репрезентировать окружающий мир с той или иной степенью достоверности.

 Профиль  
                  
 
 Re: Электромагнитные теории сознания
Сообщение24.11.2024, 18:47 


27/08/16
10246
Ghost_of_past в сообщении #1662716 писал(а):
Галлюцинации - это побочное следствие как нашего восприятия и воображения, так и необходимости моделирования целостного образа мира в психике.

Всё-таки скорее это особенность моделирования именно сетками-трансформерами, пытающимися предсказывать высокоуровневые образы.

А мозг видимо трансформер. Он же на всех уровнях предсказывает и активен только на ошибках, которые он минимизирует.

 Профиль  
                  
 
 Re: Электромагнитные теории сознания
Сообщение24.11.2024, 18:50 


31/01/24
803
realeugene в сообщении #1662726 писал(а):
Всё-таки скорее это особенность моделирования именно сетками-трансформерами, пытающимися предсказывать высокоуровневые образы.


Вполне возможно, просто в тексте выше речь шла по понятным причинам только о животных с развитой ЦНС.

 Профиль  
                  
 
 Re: Электромагнитные теории сознания
Сообщение25.11.2024, 06:27 


05/12/14
270
Serg53 в сообщении #1662237 писал(а):
Прошу покритиковать эти теории.

Предположим, что сознание - это некое "поле" как некая внешняя по отношению к нейронной сети мозга сущность. Можно ли представить какое-либо поле с таким количеством степеней свободы, как у сознания? Явно нет. Причём динамика этого поля в любом случае должна зависеть от хода мышления, следовательно, и все эти степени свободы надо искать в мышлении. Таким образом, в поисках сознания выходить за рамки мышления не нужно.

Проверим.

1. Может ли сознание быть сложнее мышления? Очевидно, нет. Иначе мышления будет недостаточно для описания мышления, поэтому мышление придётся расширить на сознание, и, таким образом, сознание всё равно окажется не сложнее мышления.

2. Может ли сознание быть проще мышления? Тоже нет. Иначе окажется, что какие-то отделы, зоны или процессы в мозге не влияют на сознание. Но в мозге всё может влиять на всё, как минимум потому что это неравновесная система.

В итоге сознание в точности равно мышлению, никаких новых сущностей не нужно. А не видно сознания в нейронах, по-видимому потому, что недостаточно глубоко смотрим. В том смысле, что сознание - это мышление изнутри, но очень глубоко, а нейроны - это то, как мышление выглядит снаружи, но очень поверхностно.

Тогда можно ли посмотреть достаточно глубоко? Видимо, нет.

Чтобы понять явление, надо посмотреть на него "со стороны", то есть включить представление о нём в свой опыт, оценить явление со стороны своего опыта. Который должен быть много сложнее рассматриваемого явления, хотя бы потому, что должен его вместить. Но тогда понять мышление равносильно выходу за всё. Естественно, это возможно только мысленно, но главное - максимально ограниченно, по сравнению с другими, более частными явлениями.

Например, выйти за всё - это выйти и за любой мыслимый язык, ведь и язык тоже часть всего. Но за языками нет языка, ничего невозможно сформулировать. На математическом языке об этом говорят теоремы Гёделя о неполноте - доказать непротиворечивость одной формальной системы можно только в рамках другой с более богатым языком. Аналогично "выйти за всё" равносильно теории всего, но такая теория не имеет смысла. В итоге представление о мышление может быть только очень ограниченным, и за этими границами вполне может скрываться сознание. Тем не менее одно о сознании сказать можно. Оно должно быть таким, что никаким языком его выразить нельзя - и действительно сознание именно такое.

Что на данный момент всё-таки можно в сознании связать с мышлением? В теме об этом уже шла речь.

На нынешнем уровне знаний можно, например, объяснить воспринимаемое разделение сознания на наименее оформленное самоощущение, более чётко выраженные эмоции и конкретные ощущения с точными зрительными образами. Эта особенность сознания коррелирует с общей архитектурой нейронной сети. Можно объяснить яркость, контрастность и выделенность внимания - внимание связано с селективной синхронизацией нейронов на самой высокой частоте.

Можно объяснить автоматизацию - это следствие обратных связей; интроспекцию (разговор с самим собой, самонаблюдение) - для объяснения тоже достаточно обратных связей. Протяжённость себя во времени - наше Я как будто находится "позади" образов внимания и "управляет" им. Эту особенность восприятия обеспечивает постоянство самоощущения, общая архитектура сети, выделенность нейронной активности, связанной с вниманием, а также скачкообразность переключения внимания (вследствие того, что это переключение - неравновесный фазовый переход). Можно объяснить континуальность и упорядоченность сознания: мозг - это упорядоченный неравновесный континуум веществ и химических реакций. И вроде всё. На главный вопрос - что же такое сознание, квалиа, что это за явление, ответа нет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Электромагнитные теории сознания
Сообщение25.11.2024, 11:34 
Аватара пользователя


18/10/21
70
realeugene в сообщении #1662672 писал(а):
makxsiq в сообщении #1662670 писал(а):
Можно поинтересоваться, чьей неграмотности? Школьника, школьного учителя? :shock:
Некоторых упоминавшихся учителем сошедших с ума бывших учёных и профессиональных философов.

Некоторые считают, что все относительно. А бывает и так: сначала одна комиссия признает психом, а потом другая комиссия признает нормальным.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 76 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group