В связи с чем, поясните, пожалуйста, концепции "электромагнитного сознания" к чему относятся?
1. К теориям или хотя бы гипотезам в рамках эмпирических наук (в данном случае что-то на стыке физики и когнитивных наук).
2. Или к философским построениям?
К первой категории. Собственно говоря, вы очень правильно обратили внимание на эмпиричность, хотя бы гипотетическую и здесь между нейробиологическими (эмпирическими) теориями сознания и философскими теориями-концепциями сознания огромная разница, о чем я писал ранее:
Психофизическая проблема носит философский характер, а не частно-научный. Существуют нейронаучные гипотезы, теории и концепции, которые стремятся к объяснению различных психических процессов, в том числе сознания. Именно они являются фундаментальными в данной сфере, а на основе их философия в рамках философии сознания пытается построить свои теории. При этом философские теории должны основываться на нейронаучных, это еще в 20-ые годы 20 века доказал Витгенштейн, можете подробно прочитать в его уже более поздней работе "Philosophical Investigations", если не ошибаюсь 1954 года. Из современных авторов про это пишут, к примеру, Peter Hacker "Philosophical Foundations of Neuroscience", Hilary Putnam "The Threefold Cord: Mind, Body, and World" и т.д. Эти философские теории пытаются играть по отношению к нейронаучным своего рода роль "метауровня", но можно ли его назвать реально метауровнем и имеют ли на это право философские теории это уже отдельный вопрос.
Так что картина в целом выглядит как-то так: в рамках neuroscience изучается психические процессы и феномен сознания в частности, существуют разнообразные нейробиологические гипотезы и теории, пытающиеся объяснять общую природу сознания именно с точки зрения нейробиологии, нейропсихологии, нейрофизиологии и психофизиологии, и существует огромное множество мелких, детализирующих проблем и вопросов по поводу работы сознания, которыми собственно по большей части и занимается сейчас neuroscience. И есть "метауровень", представляющий собой философские теории сознания, по сути являющиеся философскими интерпретациями. Нейронаучные гипотезы и теории не сводятся к философским теориям, философские теории де-факто вообще отделены от них, но сами философские теории неизбежно основаны на определенных фактах и эмпирической информацией полученных нейробиологией. Их можно разделить на три вида: мейнстримные, которые основаны в основном на последних достижениях нейронаук(это прежде всего эмерджентная теория, лингвистический реализм, классический бихевиоризм, психологический бихевиоризм, логический бихевиоризм, биологический и эволюционный натурализм, эпифеноменализм, умеренные течения физикализма, функционализм), немейнстримные(это прежде всего феноменологическая теория, двухаспектная теория, все остальные виды материализма, включая элиминативный материализм, радикальный физикализм, панпсихизм, аномальный монизм, теория тождества, дуализм свойств, натуралистический дуализм(это знаменитый David Chalmers со своими идеями), интеракционизм, теория квазипсихофизического параллелизма) и устаревшие, которые представляют только исторический интерес(это прежде всего солипсизм и все аналогичные теории, классическая теория психофизического параллелизма, окказионализм, идеализм и нейтральный монизм).
Так как эмпирические нейробиологические теории и философские теории-концепции говорят о совершенно разных вещах, то я категорически не понимаю, зачем тащить в эту тему упоминания философов и философских концепций - ничего продуктивного из этого выйти не может.
Если первое, то какие эксперименты мог ли бы верифицировать и фальсифицировать какую-нибудь "теорию электромагнитного сознания"?
В настоящее время электромагнитные теории сознания, мягко скажем, не являются мейнстримом нейронаук и по-нормальному их даже теориями нельзя назвать - это гипотезы, а не теории. А дальше зависит от конкретной теории, но, например, таким экспериментом с точки зрения верификации может быть наличие причинно-следственных связей (не просто статистических, а именно причинных) между изменением зарядов на мембранах нейронов с одной стороны, активацией конкретных нейронов и частей нейросети ЦНС с другой, и конкретным изменением состояния сознания с третьей. С фальсифицируемостью у этого класса теорий пока сильно хуже, но в принципе исследователи пытаются что-то придумать.
P.S. Про Дробышевского с вашего позволения отвечу в личку чуть позже. Ну или можно сделать отдельной темой, если считаете, что есть необходимость - напишите, пожалуйста, как будет удобнее и лучше на ваш взгляд.
-- 24.11.2024, 00:44 --Но что же про "электромагнитное сознание"? В статье в англо-вики про "электромагнитное сознание" E. Roy John упоминается. Но нет ссылок на его работы по этой теме.
Посмотрите его статью "The neurophysics of consciousness" (John ER. The neurophysics of consciousness. Brain Res Brain Res Rev. 2002 Jun;39(1):1-28) - в Scopus есть ее текст. Ну или вот здесь можно посмотреть
текст.
Также посоветую его коротенькую статью "A Theory of Consciousness" (Roy John, E. (2003). A Theory of Consciousness. Current Directions in Psychological Science, 12(6), 244-250) - она сама невелика, но оказала большое влияние на работы братьев Фингелькурцев (оба выпускники МГУ, но работают больше 15 лет в Финляндии).
В ру-вики написана очередная чушь
Совершенно верно.