Когда я заканчивал школу и готовился к вступительным экзаменам в университет, то необыкновенную физику обыкновенных явлений прочитал с большим интересом, а Фейнмановские лекции в меня не зашли вообще никак.
У меня с ФЛФ знакомство состоялось примерно таким же образом. Поэтому мнение ниже может быть искаженным. Но тем не менее.
1. Фейнман неоднократно сталкивался с тем, что люди, занимающиеся физикой профессионально (как преподаватели, например), выполняют механистически некие действия, не понимая явлений, которые стоят за математическими значками. Об этом пример уважаемого
chislo_avogadro. Также в библиографической книге что-то подобное Фейнман писал о своей работе в Бразилии.
2. И у меня сложилось впечатление, что ФЛФ перегружены именно объяснениями "сути вещей" и иллюстрациями к этому, в ущерб преподаванию необходимой теории.
3. Характерный пример, попавшийся под руку -
т.н. "потерянная лекция Фейнмана.
В которой Фейнман для ответа на вопрос
Цитата:
Вы можете объяснить людям, которые плохо знают физику, раннюю историю … что открыл Ньютон, … законы Кеплера, закон равных площадей, что движение зависит от солнца и тому подобное. И затем — внимание — они всегда спрашивают: «Ну, откуда вы знаете, что это эллипс, если это обратный квадрат?» Ну, это чертовски тяжело, об этом не может быть и речи. Но я попытался найти самый простой путь, который мог.
Строит хитрые геометрические построения. Насколько это "самый простой путь" - можно построить, но это собственный Фейнмана авторский подход.
Что касается решения задач.
Полностью согласен с этим:
понимание математики и физики выражается в способности решать задачи, уровень понимания -- это уровень сложности решаемых задач.
И при первом знакомстве с ФЛФ очень не хватало и сборника задач к курсу, и разбора некоторых типовых задач внутри курса (что есть у Савченко, например). Уже потом оказалось, что ФЛФ таки содержит сборник задач в виде отдельного, последнего тома. Не знаю, он в СССР издавался или нет.
Поэтому моё мнение такое:
1. ФЛФ крайне вредно рекомендовать для самостоятельного изучения предмета.
2. ФЛФ крайне вредно использовать в качестве основного и, тем более единственного, учебника при преподавании предмета.
3. ФЛФ будут крайне полезны как дополнительное чтение. Но кто же из студентов читает дополнительную литературу?