Кажется, я плохо сформулировал вопрос. Мне нужен один ответ на множество вопросов:
Почему хочется читать художественную (и не только) литературу?
Почему хочется смотреть видео с котиками?
Почему хочется посмотреть все мультики?
Почему хочется прочитать все популярные статьи (допустим, на хабре/в телеграме) и все комментарии в них?
Почему хочется прочитать все новости (допустим, научные (хотя на самом деле все подряд))?
Почему хочется проскроллить всю ленту в соцсетях?
Почему хочется прочитать все посты Утундрия?
И т.п., часть пунктов я опустил
Перед тем, как сделать что-либо из вышеперечисленного, я себя останавливаю и спрашиваю: зачем это мне? Чего я хочу добиться/получить? Мой моск (который обычно легко мотивирует другие действия) не дает мне ответа, что является явным признаком того, что я имею дело с инстинктом. (Например, точно так же мой моск не дает мне ответа о том, зачем я хочу собирать каштаны. А Дольник дает ответ - это инстинкт)
И самое главное: после всех этих действий (не особо целенаправленных) появляется недоумение: зачем я вообще это сделал?
Я один такой? Или все таковы? Или лишь какой-то класс людей?
Еще можно добавить вопрос динамики: вот родился человек, и вся инфа для него новая! Он ее с радостью потребляет, потребляет, потребляет и ... инфа становится все менее доступной, потреблять ее становится все труднее, это требует все больше времени и ресурсов и в конце-концов человек попадает в статично-скучное состояние: он уже все видел, его ничего не интересует, а то, что он не видел, он просто не может осилить. Есть ли такое явление, описано ли оно? К чему оно приводит в массе?
Когнитивный антрополог П. Буайе в книге "Анатомия человеческих сообществ" так и говорит: настоящая среда обитания человека - это не лес, не саванна и не что-то еще, а информация. Для переработки информации у нас такой огромный мозг-переросток. В первую очередь, конечно, информации о себе подобных.
Я посмотрел эту книжку и нашел там по содержанию 2 главы, связанные с мусорной культурой. Они мне отвечают, например, на вопрос о том, почему интересны городские легенды, или, например, текущая новостная повестка. Но на остальные вопросы они не отвечают. Я что-то в ней упустил?
Не просто концепции, а целые науки, которые в том числе изучают это. Среди них:
- социология знания;
- социология информации;
- социология коммуникаций;
- социальная динамика культуры;
- культурология знания и т.д.
Спасибо, но, мне кажется, что я утону в этом. И на первый взгляд, тут нет описания потребности/инстинкта. Какой раздел больше содержит описания потребности/инстинктов?
А здесь категорическое нет. Какие сложные концепции стремился осваивать безграмотный крестьянин в Российской империи? Массовое образование и грамотность - это достижение XX и XXI века.
Тогда давайте добавим условие, что у человека есть силы и время на освоение этой информации. Тогда согласны?
Затем, что кроме аналогии в потреблении имеется и аналогия в выделении.
Я рад, что вам захотелось к нам присоединиться
Любознательность это свойство натуры человека.
Это как-то просто
И динамику потребления выше совсем никак не описывает.