Листаю текст ничего такого не нахожу.
Хмм, похоже, я судил с чужих и, возможно, пристрастных слов. Вот что написано в работе "Жак ле Гофф и «новая историческая наука» во Франции" А. Я. Гуревича (прилагалась как послесловие к советскому изданию "Цивилизации средневекового Запада"). Болд мой:
Гуревич писал(а):
Наиболее крупная работа Ле Гоффа носит название «Рождение чистилища». Он ставит вопрос о том, каким образом в западном христианстве произошел переход от дуалистичной модели потустороннего мира (ад и рай) к троичной модели (ад — чистилище — рай). Почему на карте загробного царства возникло чистилище, место, где души грешников подвергаются мукам, но не вечно, как в аду, а на протяжении некоторого срока, после чего перед ними открываются врата рая? Вопрос, занимавший богословов и историков церкви, поставлен историком ментальностей и социальных отношений.
Ле Гофф рассматривает этот вопрос в чрезвычайно широком контексте. Подъем городов и развитие городского населения привели к существенно новым духовным ориентациям. Интеллектуальное освоение времени и пространства, усилившееся стремление к точности, рост потребности в образовании и знании изменили картину мира. Система ценностей этих новых социальных слоев начинала переориентироваться «с небес на землю». Вместе с тем горожане, связанные с денежным хозяйством, ощутили необходимость в пересмотре своих отношений с миром иным. Ведь богатым людям, и в особенности ростовщикам, неминуемо грозил ад. Появление идеи чистилища давало им надежду на спасение: искупив муками свои земные прегрешения, они могли бы заслужить прощение Бога и избежать геенны огненной.
Сам я не прорабатывал подробно «Рождение чистилища». При беглом просмотре текста мне удалось найти существенно иную мысль:
ле Гофф в главе От двух (или четырех) к трем: три категории грешников на с. 337 писал(а):
Было бы абсурдом утверждать, что буржуазия создала чистилище либо что чистилище так или иначе проистекало от буржуазии, даже если предположить, что буржуазия существовала в те времена. В качестве гипотезы предлагаю рассматривать рождение чистилища в качестве составной части системы видоизменений феодального христианского мира, основным выражением которой было утверждение тернарных логических схем с введением промежуточной категории. Модель прочно закрепилась в социально-экономических структурах, для меня это не подлежит сомнению. Но думается, верно так же, что усреднение ментальных, идеологических и религиозных структур было крайне важно для функционирования системы.
То есть, упрощенно говоря, в Средневековье преобладало деление на две части: люди делили общество на два сословия, и загробный мир на рай и ад. На излете Средневековья предпочитали триады: три сословия и три части загробного мира. Почему так произошло, он здесь не говорит. Но в нескольких местах выше встречается тезис, что изменения в мышлении были вызваны изменениями в обществе.
Той мысли Гуревича, которую я выделил болдом, мы в этом отрывке не встречаем. Однако не исключено, что она встретится где-нибудь ниже, несмотря на заявления об "абсурде". Судя по "Цивилизации средневекового Запада", которую я прорабатывал подробно, ле Гофф любит разбрасывать важные части своих концепций по далеким друг от друга кускам объемных текстов.