Так, может быть, логика теории вещественных чисел в этом смысле и есть обыденная логика, то есть математическая логика в неполном объеме, и в ней не рассматривается высказывание о том, что следует из
?
В обыденных рассуждениях логика может вообще отсутствовать. В том смысле, что они могут не следовать никаким правилам. Но если логика присутствует, т.е. мы можем обыденные рассуждения формализовать, то они становятся предметом математической логики.
Возьмем в качестве действительности теорию вещественных чисел.
Вот зачем Вы пытаетесь втащить "действительность" в математику (или в логику)? Это такая штука, про которую толком никто не знает, что это такое, но все хотят о ней порассуждать. Поэтому математики никакой "действительностью" и не занимаются, а старательно устраняются от всех вопросов "действительности".
И поэтому неправильно объявлять "действительностью" какую-то теорию. Математики как раз очень хорошо знают, что такое теория: Теория - это множество предложений языка. При этом аксиоматическая теория - это множество предложений языка, выводимых из заданных аксиом. И к логике теории имеют самое прямое отношение, ибо грамматические правила языка, а также часть аксиоматики теории относятся к логике. Собственно, логика - и есть общая часть всех теорий, формализуемых в данной логике. Эта общая часть нужна для того, чтобы разные теоретики понимали друг друга.
Но можно ли, исходя из этих аксиом, доказать или опровергнуть импликацию
? По-моему, нет.
Поэтому я говорю, что эта импликация ни соответствует, ни не соответствует теории вещественных чисел, то есть действительности, у нее к ней какое-то совсем третье отношение (об этом подробнее немного ниже).
Думаю, Вы не дозрели до конструктивной логики и прочих неклассических логик. Но подоплёка конструктивной логики была именно такая: Если истинность постигается только реальным рассуждением и при этом известно, что есть высказывания, истинность которых мы не можем доказать или опровергнуть, то классическая двузначная логика нас не устраивает.
Тем не менее, импликацию
можно доказать в любой разумной теории чисел, поскольку логические аксиомы, включая ex falso quodlibet, принадлежат к этой теории. И это не только в классической логике, но и в конструктивной. Я Вам ранее говорил, откуда в классической логике берётся ex falso quodlibet: Без него никак не обойтись, если мы принимаем закон снятия двойного отрицания. В конструктивной логике нет закона снятия двойного отрицания, однако ex falso quodlibet принимается в ней в качестве отдельного закона. В принципе, возможны логики без ex falso quodlibet, они называются паранепротиворечивыми, но у них есть свои проблемы...
Нет, я имел в виду, что выражения "
" и "Как пройти в библиотеку?" это не высказывания, первое -- потому что это высказывательная функция, второе -- потому что это вопросительное предложение.
Давайте-ка я слегка покритикую классические учебники, в которых вводится понятие "высказывательной функции". Дело в том, что это понятие неуместно ни в логике высказываний (нулевого порядка), ни в логике предикатов (первого порядка). В логике нулевого порядка просто не бывает предметных переменных (только пропозициональные), поэтому выражения типа
там не имеют смысла. А в логике первого порядка, в которой предметные переменные есть, выражение
имеет смысл полноценного высказывания (обычно говорят: "предложение языка"), которое в силу правила обобщения равносильно
. И этот смысл из логики первого порядка никак не выкинуть, ибо без правила обобщения она станет неполноценной, т.е. в ней перестанут выводиться некоторые тавтологии. Так что в логике первого порядка говорить о каких-то отдельных "высказывательных функциях" бессмысленно.
Авторы, которые вводят "высказывательные функции", фактически вводят и отдельную логику, промежуточную между логиками нулевого и первого порядков. Может быть это и имеет какой-то педагогический смысл...
Что касается вопросительных предложений, то для языка логики они просто не нужны, ибо все вопросы сводятся либо к тому, истинно ли какое-то утверждение, либо (в более общем случае) к тому, чтобы найти условие (т.е. предпосылку импликации), при котором некое утверждение становится истинным. Например, импликация:
- это ответ на вопрос о том, каковы корни соответствующего квадратного уравнения.
Как Вы видите из последнего примера импликации, в логике первого порядка ex falso quodlibet (который Вы постоянно пытаетесь подвергнуть сомнению) критически важен: Без него мы не смогли бы правильно дать формальный ответ на вопрос о том, каковы корни квадратного уравнения, ибо постоянно мучились бы вопросом: "А что значит эта импликация при
не равном ни
, ни
?"
Кстати, значение ex falso quodlibet понимали даже в глубокой древности, когда ни о какой математической формализации логики не было и речи. Помнится, какой-то полководец отвечал своим противникам что-то вроде: "Если небо упадёт на землю и реки потекут вспять, только тогда мы сдадимся".
-- Пн июл 22, 2024 11:25:41 --Кстати, значение ex falso quodlibet понимали даже в глубокой древности, когда ни о какой математической формализации логики не было и речи. Помнится, какой-то полководец отвечал своим противникам что-то вроде: "Если небо упадёт на землю и реки потекут вспять, только тогда мы сдадимся".
Ага, посмотрел сейчас, это был ответ Суворову по поводу сдачи Измаила, и в качестве рек там упоминался Дунай.