1.
Логика - всего лишь система общих правил манипулирования утверждениями. А о чём будут эти утверждения - о действительности или о фантазиях - мы вольны выбирать сами.
Рассмотрим еще раз импликацию
, а также импликацию
.
(В теме
topic157093.html мы рассматривали импликации
,
,
и импликации
,
,
.)
По Куратовскому, Мостовскому,
,
и
это высказывания, в которые превращаются высказывательные функции
,
и
соответственно при подстановке вместо
конкретного значения
.
(см.
https://ikfia.ysn.ru/wp-content/uploads ... 1970ru.pdf, стр. 53, начало).
Я понимаю так, что
для каждого
, то есть при соблюдении условия, импликация
высказывательных функций -- превращаясь в импликацию
высказываний с истинной посылкой, например, в
, -- соответствует действительности,
и
для каждого
, то есть при соблюдении условия, импликация
высказывательных функций -- также превращаясь в импликацию
высказываний с истинной посылкой, например, в
, -- не соответствует действительности и соответствует некоторой фантазии.
Здесь под действительностью я понимаю теорию вещественных чисел.
Что же касается импликаций
высказываний и
, то тут я понял вот что (надеюсь, что я не ошибаюсь):
бессмысленно рассматривать их на предмет соответствия действительности, потому что у них ложная посылка.Согласие с этой мыслью я вижу в следующем посте:
потому что в действительности нет такого факта: если число меньше
, то оно больше
А есть ли в действительности факт "если
меньше
, то
больше
"? И как Вы это установили?
Хотя, по-моему, здесь имелось в виду: "А есть ли в действительности факт "если
меньше
, то
меньше "?" Впрочем, это не важно, важно, что
это ложная посылка.
Несколько ранее я там написал:
в логике высказываний истинность простых высказываний определяется тем, соответствуют ли они действительности, а истинность сложных высказываний -- тем, соответствуют ли они таблице истинности, при этом [соответствуя таблице истинности] они могут не соответствовать действительности. Например,
простое высказывание
-- ложное, потому что не соответствует действительности,
простое высказывание
-- истинное, потому что соответствует действительности,
сложное высказывание
-- истинное, потому что соответствует таблице истинности, но при этом оно не соответствует действительности: <...> из того, что число меньше десяти, не следует, что оно больше ста
Здесь, как видно, я еще не понимал, что импликация с ложной посылкой не является ни соответствующей, ни несоответствующей действительности, раз я рассматривал импликацию
на предмет этого соответствия.
2.
Да, я думаю, нельзя сказать, что импликация с ложной посылкой соответствует действительности, и нельзя сказать, что она ей не соответствует.
Когда я говорю: "соответствует или не соответствует действительности", -- я имею в виду, что на вопрос: "Так ли это в самом деле?" -- можно ответить либо: "Да", -- либо: "Нет". Но когда спрашивают: "Правда ли, что если пятьсот меньше, чем десять, то пятьсот не меньше, чем сто?" -- на такой вопрос невозможно (обоснованно) ответить ни утвердительно, ни отрицательно, потому что бессмысленно исходить из того, что пятьсот меньше, чем десять.
(Повторюсь: здесь под действительностью я понимаю теорию вещественных чисел.)
Так же и на вопрос: "Правда ли, что если пятьсот меньше, чем десять, то пятьсот меньше, чем сто?" -- невозможно ответить ни утвердительно, ни отрицательно.
В противоположность этому, на вопрос: "Правда ли, что если
число меньше, чем десять, то оно не меньше, чем сто?" -- можно ответить отрицательно, а на вопрос: "Правда ли, что если
число меньше, чем десять, то оно меньше, чем сто?" -- можно ответить утвердительно.
И на вопрос: "Правда ли, что, поскольку
, то
?" -- можно ответить отрицательно, а на вопрос: "Правда ли, что, поскольку
, то
?" -- можно ответить утвердительно.
Так, может быть, запретить импликации высказываний с ложной посылкой? Нет, конечно, но они, как я понимаю, должны употребляться не для сравнения с действительностью -- соответствуют они ей или нет, -- а для логических операций (об этом чуть ниже).
3.
Исходя из сказанного, если считать истинными те импликации, которые соответствуют действительности, а ложными те, которые ей не соответствуют, то импликации с ложной посылкой не являются ни истинными, ни ложными. Так что, по-моему, надо отказаться от определения: "Истинная импликация это та, которая соответствует действительности, а ложная -- та, которая ей не соответствует", -- или отказаться от него наполовину, так как оно верно для импликаций с истинной посылкой и не верно для импликаций с ложной посылкой.
Оставить надо определение:
импликации с истинной посылкой и ложным заключением являются ложными, а остальные импликации -- истинными,оно, как я понимаю, верно для всех импликаций.
Основанием к тому, чтобы оставить это определение, является, насколько я понимаю, то, что, если взять принятые в логике нулевого порядка определения истинности для всех составных высказываний (то есть для отрицания, конъюнкции, дизъюнкции, импликации и эквиваленции), то при проведении логических операций каким-то образом, так сказать, "сходятся концы с концами". Как так получается, это вопрос, который меня теперь занимает, но, как я понимаю, получается.
А если хоть одно определение истинности изменить, то "концы с концами сходиться не будут". Я, например, взял несколько тавтологий и попробовал, не останутся ли они тавтологиями, если импликации с ложной посылкой считать ложными или если одну из них считать истинной, а другую ложной, и у меня ни одна тавтология не осталась тавтологией (хотя, может быть, некоторые тавтологии при этом могли бы случайным образом остаться тавтологиями, не знаю).
4.
Выше я написал:
"для каждого
, то есть при соблюдении условия, импликация высказывательных функций
-- превращаясь в импликацию высказываний с истинной посылкой <...>, -- соответствует действительности,
и
для каждого
, то есть при соблюдении условия, импликация высказывательных функций
-- также превращаясь в импликацию высказываний с истинной посылкой <...>, -- не соответствует действительности ..."
Замечу, что здесь написано: "для каждого
" -- , но не "для каждого
", потому что, если бы было написано: "для каждого
", -- то не все из этих импликаций высказываний имели бы истинную посылку.
5.
В первом сообщении этой темы определение
"импликации с истинной посылкой и ложным заключением являются ложными, а остальные импликации -- истинными" названо
Определением 2. Там есть еще эквивалентное ему
Определение 1, но в нем надо разобраться с тем, что значат выражения "исключение конъюнкции" и "возникновение импликации".
6.
Я сказал: "сходятся концы с концами", -- но, насколько я знаю, в классической логике "сходятся
не все концы с концами", и поэтому существуют и другие логики.