2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Как научить очень слабого 9-классника хотя бы арифметике?
Сообщение13.05.2024, 01:09 


30/03/20

434
Здравствуйте. С ноября я работаю репетитором по математике и специализируюсь на подготовке к ОГЭ. Достался мне один очень слабый в математике ученик. Причём это не тот случай когда у человека реально проблемы с мышлением. То есть он не вялый и заторможенный с трудом разговаривающий, а бодрый активный и вполне возможно неформальный лидер класса или около того. Но как он попал в девятый класс - для меня загадка. Более менее уверенно он справляется разве что со сложением столбиком. Если устный счёт, например $8+5$, он так и отсчитывает вслух: 8, 9, 10, 11, 12, 13. Таблицы умножения не знает. Складывать двузначные числа в уме не умеет. Умножить 25 на 2 тоже. Я его пытался научить операциям с дробями, и вроде бы у него начало получаться складывать и вычитать дроби с разными знаменателями, но потом я его начал учить умножать и делить дроби и за это время он забыл как их складывать и вычитать. Потом я решил прокачать его в делении, по номерам из учебника Моро для 3-го и 4-го класса и у него даже вроде бы начало получаться. А потом он неделю пропустил, неделю я его пытался геометрии учить, задачами уровня площадь квадрата 64, какой у этого квадрата периметр? И за это время он уже почти разучился делить. Занимаемся два раза в неделю. Последние два занятия я его прогнал по всем задачам одного из вариантов из сборника ОГЭ. Смог набрать он два балла, в номере 1 верно расписать план участка и в номере 19 из трёх геометрических высказываний выбрать верное. Больше он не осилил ничего, а на три надо восемь баллов, из них два за геометрические номера. Что означает символ квадратного корня он не знает, икс в степени два воспринимает как два икса. Не знает как в уме умножить или поделить на десять число 350. Я его уже неоднократно предупреждал что ОГЭ он написать не сможет, если только ему не помогут учителя (такое в принципе возможно, живёт он в посёлке городского типа) На следующем занятии планирую этим же заявлением "обрадовать" его родителей. Но что с такими вообще делать то? Пусть даже и не в плане ОГЭ, но за два месяца он в общем то остался на том же уровне где и был. И например если он не сдаст ОГЭ, но всё равно останется моим учеником, то у меня нет идей как его подготовить к сдаче ОГЭ хотя бы даже и в сентябре. Да что там, у меня даже нет идей как научить его арифметике уровня 6 класса

 Профиль  
                  
 
 Re: Как научить очень слабого 9-классника хотя бы арифметике?
Сообщение13.05.2024, 02:41 
Заслуженный участник


20/08/14
11910
Россия, Москва

(Оффтоп)

Ужас. :facepalm:

Я бы отказался от такого ученика. Потому что в обычных условиях его думаю не подготовить, ни к сентябрю, ни к 20 годам.

Что всё же можно сделать если не отказываться, в любом порядке и сочетаниях:
1. Мотивация. Его, не Вас. Условно говоря пороть, за любые ошибки. Понятно не Вам (немыслимо), а родителям. А не условно, найти такую мотивацию чтобы он все 5 дней без ваших занятий круглосуточно ходил и бубнил скажем таблицу умножения пока не запомнит навсегда, хотя бы как стихи. Потом что-то следующее. И так далее. Сам ходил, сам хотел этого, уж из страха наказания или неважно по какой причине, но сам. Я конечно утрирую, но принципиально так.
2. Каждое занятие проводить так чтобы повторять весь предыдущий материал, за все последние 5-10-20 занятий, пока не запомнит. Лучше конечно в разных вариантах, чтобы не упереться в тупое заучивание решений. Пусть это занимает 90% времени урока, но так хоть какая-то гарантия что завтра не вылетит из другого уха. Не контрольными, от них толку мало, а подбором задач чтобы приходилось применять все последние изученные приёмы и методы и знания (не просто умножение дробей, а со сложением их же, плюс тут же и деление чисел, плюс некоторые числа круглые, плюс ещё чего-нибудь в той же задаче). После N-го повторения что-то в голове отложится. И только когда отложилось - усложнять задачи.
3. Плюнуть и тупо заучивать решение задач из ОГЭ за разные годы. Не дословно, но близко к тексту. Но без 4-х арифметических действий всё равно никуда, да и дроби с уравнениями понимать надо бы. Значит всё заучивать. Все варианты какие придумаете и найдёте в списках экзаменов и сумеете поменять буквы и цифры в условии. Есть вероятность что похожее попадётся на реальном ОГЭ и сможет "решить" даже без понимания смысла, просто по аналогии десяткам/сотням прорешенных похожих задач на уроках, "на мышечной памяти". Всё же наши мозги заточены на выявление закономерностей, хотим мы того или нет, что-то у него отложится, даже неосознанно. Но повторов надо реально много, причём обязательно не идеально точных.
4. Начинать с задач из жизни: сдача в магазине, расчёт простого процентного дохода в банке, подоходный налог (особенно не плоский 13% как в РФ), выгода покупок оптом (средняя цена партии или цены за кг или упаковку), количество спирта в кефире и квасе и пиве (а задача со звёздочкой - в безалкогольном!), задачи с разбавлением (70% уксусной эссенции до столового, молока, да что найдёте и не опасно), справедливое деление заработка в группе рабочих (от приложенного труда или ещё как, можно про пиратов вспомнить и их раздел добычи), вероятности выигрыша в казино и игровых автоматах (ну, самое простое и без терминов теории вероятностей), затраты каждого на обед в ресторане из общего чека, много можно придумать - главное заинтересовать практическим применением получаемых знаний, часто они не задерживаются в голове потому что непонятно зафига они вообще нужны. А если показать на понятных бытовых примерах зафига - появится азарт посчитать самому и запомнится.
5. В качестве комбинации 1 и 4 можно подумать об денежной заинтересованности (не со всеми сработает): за правильное решение давать денег, за ошибки взимать штраф. Поначалу без штрафов, только вознаграждение, станет делать меньше 2/3 ошибок - плавно вводить и штрафы (для исключения ситуации тупого подбора варианта решения). Разумеется это всё по договорённости с родителями (и скорее за их счёт). Дополнительный источник доходов за непыльную работёнку - может оказаться хорошим мотивом напрячь мозги и "обуть лоха на бабки" в вашем лице. ;-) А кому-то и просто лишние карманные деньги очень пригодятся.

PS. Если что - я от преподавания далёк, так что лишь теоретизирую.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как научить очень слабого 9-классника хотя бы арифметике?
Сообщение13.05.2024, 13:41 


30/03/20

434
Dmitriy40
Здравствуйте. Отказаться я от него не могу, он ученик онлайн-школы в которой я работаю. Уроки не срывает, не дерзит, активность изображает - так что оснований для отказа и нет. На балансе у него осталось ещё три урока со мной. Контактирую с ним только через онлайн-школу. Его родителей ещё не видел вообще

-- 13.05.2024, 13:55 --

Dmitriy40 в сообщении #1638909 писал(а):
не просто умножение дробей, а со сложением их же

Вот до этого этапа дойти и не удалось. Пока я объяснял ему умножение дробей он успел забыть как их складывать

 Профиль  
                  
 
 Re: Как научить очень слабого 9-классника хотя бы арифметике?
Сообщение13.05.2024, 13:57 
Заслуженный участник


23/05/19
1253
Cuprum2020
Обязательно изложите это все родителям. А заодно и администрации школы, чтобы Ваши предупреждения были зафиксированы на случай каких-то претензий со стороны родителей. И все, дальше уже ничего не сделать. Да Вы и не должны, это ответственность родителей. Если им охота бесполезно тратить деньги - в добрый путь, Вы не в убытке:) Тем более, раз осталось всего три занятия.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как научить очень слабого 9-классника хотя бы арифметике?
Сообщение13.05.2024, 15:12 
Заслуженный участник


20/08/14
11910
Россия, Москва
Cuprum2020
Без адекватных мер воздействия или собственной мотивации ученика вдолбить знания нереально. Во всяком случае достаточно быстро (не за месяцы повторений одного и того же). Значит надо изобретать первое и/или второе. Не "в одно лицо", с родителями. Пару идей я накидал, насколько реальны без понятия, на меня бы подействовали.
Либо сменить критерии обучения: не сдача ОГЭ, а скажем прослушивание курса без контроля результата.
Три урока - это ни о чём. Даже и три десятка (до сентября) - хватит разве что на программу класса до 6-го (до более абстрактных вещей типа сложных уравнений).
Про дроби я уже сказал: каждый урок полчаса решает (с суфлёром) задачи на предыдущие темы (сложение), полчаса объясняете новую тему (умножение, сколько успеете/сможете, с самого простого), полчаса решает задачи на новую плюс старые темы. За полчаса всё не забудет. В следующий раз - всё по новой, даже по той же теме, по кругу, с обязательным повтором нескольких предыдущих тем (в задачах), пока не усвоит хоть как-то. Что-то вдолбить удастся. За десятки уроков по каждой теме. А что-то потребовать просто заучить наизусть (таблицу умножения) и пока не выучил - дальше не двигаться, пусть сам объясняется с родителями на что уходит оплата (которым отдельно обосновать что без этого дальше учить невозможно). Как это увязать с программой обучения и родителями - Вам виднее.
Больше мне сказать нечего, уже и так сильно превысил допустимый порог.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как научить очень слабого 9-классника хотя бы арифметике?
Сообщение13.05.2024, 15:43 
Аватара пользователя


27/02/12
4024
Несколько лет назад меня попросили позаниматься математикой с учеником.
Но уже не на уровне таблицы умножения, а синусов-косинусов. Выпускник.
Восприимчивость - нулевая. Не исключаю, что и я не смог донести...
В это же время он вел активную деятельность - купил-продал.
Как-то закончил школу. Сейчас у него дело в Киеве, материально обеспечен...

Вспомнилось ещё.
У моего друга дочь в начальных классах имела проблемы с арифметикой.
Родители пытались выправить положение, занимались с ней, но...
Отец беседовал с учительницей - как, мол, исправить положение?
На что она ответила: "Ну что вы хотите, работяги тоже ведь нужны..."
Где-то она права...

 Профиль  
                  
 
 Re: Как научить очень слабого 9-классника хотя бы арифметике?
Сообщение13.05.2024, 15:58 


17/10/16
5049
miflin

(Оффтоп)

На Одесской фабрике "Красная Роза" требуется бухгалтер. Приходит мужчина
и предлагает свои услуги. С ним побеседовали и говорят:
- Вы нам подходите. Можете писать заявление.
- Вы знаете, дело в том, что я не умею писать.
- Так чего же вы к нам пришли?
И он ушел. Прошло двадцать лет. И этот же мужчина, уже состарившийся,
заходит в Нью-Йорке в ювелирную лавку, выбирает очень дорогое
бриллиантовое колье. Достает бумажник и начинает отсчитывать деньги.
Молодой ювелир - хозяин лавки - к нему обращается:
- Вы пожилой человек. Зачем вы себя так утруждаете? Выпишите чек.
- Молодой человек! Если бы я умел писать, то я бы уже двадцать лет на
"Красной Розе" работал бухгалтером."

 Профиль  
                  
 
 Re: Как научить очень слабого 9-классника хотя бы арифметике?
Сообщение13.05.2024, 16:01 
Аватара пользователя


27/02/12
4024
sergey zhukov
:mrgreen:

 Профиль  
                  
 
 Re: Как научить очень слабого 9-классника хотя бы арифметике?
Сообщение13.05.2024, 16:33 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4891
Cuprum2020
Посмотрите здесь, может быть найдёте что-то полезное для Вашей ситуации:
https://vk.com/@partizanxyz-katalog-sta ... matematika

 Профиль  
                  
 
 Re: Как научить очень слабого 9-классника хотя бы арифметике?
Сообщение13.05.2024, 20:48 


03/12/21
59
Проблемы при сложении 8+5 и незнание таблицы умножения - это 2-й класс. Значит, нужно взять учебник для начальной школы и заниматься по нему. Возможно, с учетом возраста обучение будет быстрее, чем год в год.
А можно и отказаться от такого ученика (или передать его коллегам, специализирующимся на начальной школе)

 Профиль  
                  
 
 Re: Как научить очень слабого 9-классника хотя бы арифметике?
Сообщение14.05.2024, 08:57 
Аватара пользователя


01/12/06
760
рм
Cuprum2020 в сообщении #1638907 писал(а):
Если устный счёт, например $8+5$, он так и отсчитывает вслух: 8, 9, 10, 11, 12, 13. Таблицы умножения не знает. Складывать двузначные числа в уме не умеет. Умножить 25 на 2 тоже.
Значит ученик способен что-то доказывать: $8+5=13.$ Тогда я бы попробовал переделать задачи, чтобы получились задачи на доказательство: докажите, что $25\cdot 2=50.$ Если он справился с первой задачей, что нужно чтобы он справился со второй?

 Профиль  
                  
 
 Re: Как научить очень слабого 9-классника хотя бы арифметике?
Сообщение14.05.2024, 14:07 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


15/10/08
12715
Пусть запомнит квадраты до ста и постоянно тренируется в разложении целых чисел в сумму двух целых. Да, считать до ста он, надеюсь, умеет?

 Профиль  
                  
 
 Re: Как научить очень слабого 9-классника хотя бы арифметике?
Сообщение14.05.2024, 14:27 


14/01/11
3088
Cuprum2020 в сообщении #1638907 писал(а):
Если устный счёт, например $8+5$, он так и отсчитывает вслух: 8, 9, 10, 11, 12, 13.

Утундрий в сообщении #1639048 писал(а):
Да, считать до ста он, надеюсь, умеет?

Кстати, вспомнился свой детский опыт запоминания таблицы умножения. Можно отсчитывать двойки: $2,4,6,8,\dots,20$, тройки $3,6,9,12,\dots,30$ и т.д. После определённой практики таблица умножения запоминается. Но в его возрасте, наверное, это уже не столь увлекательно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как научить очень слабого 9-классника хотя бы арифметике?
Сообщение14.05.2024, 15:40 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


15/10/08
12715
Sender в сообщении #1639054 писал(а):
в его возрасте, наверное, это уже не столь увлекательно.
Математика хуже семечек. Если втянется, то уже никогда не остановится.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как научить очень слабого 9-классника хотя бы арифметике?
Сообщение14.05.2024, 15:52 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7147
Вспоминаю картину. Сельская дореволюционная школа. Крестьянским детям учитель задал посчитать что-то в уме. Подробности не помню. Что-то типа вычислить дробь, в числителе которой $10^2+11^2+12^2+13^2+14^2$ ... Не знаю, справились они с задачей или нет. Но что интересно - они все такие задумчивые, сосредоточенные, реально хотят задачу решить. Вряд ли они станут математиками. Но уже видно, что характер у них есть.

Загуглил. Картина называется "Устный счёт. В народной школе Рачинского". Художник Богданов-Бельский. Вот и статья в Вики.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 17 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: mihaild


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group