2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Как научить очень слабого 9-классника хотя бы арифметике?
Сообщение13.05.2024, 01:09 


30/03/20

434
Здравствуйте. С ноября я работаю репетитором по математике и специализируюсь на подготовке к ОГЭ. Достался мне один очень слабый в математике ученик. Причём это не тот случай когда у человека реально проблемы с мышлением. То есть он не вялый и заторможенный с трудом разговаривающий, а бодрый активный и вполне возможно неформальный лидер класса или около того. Но как он попал в девятый класс - для меня загадка. Более менее уверенно он справляется разве что со сложением столбиком. Если устный счёт, например $8+5$, он так и отсчитывает вслух: 8, 9, 10, 11, 12, 13. Таблицы умножения не знает. Складывать двузначные числа в уме не умеет. Умножить 25 на 2 тоже. Я его пытался научить операциям с дробями, и вроде бы у него начало получаться складывать и вычитать дроби с разными знаменателями, но потом я его начал учить умножать и делить дроби и за это время он забыл как их складывать и вычитать. Потом я решил прокачать его в делении, по номерам из учебника Моро для 3-го и 4-го класса и у него даже вроде бы начало получаться. А потом он неделю пропустил, неделю я его пытался геометрии учить, задачами уровня площадь квадрата 64, какой у этого квадрата периметр? И за это время он уже почти разучился делить. Занимаемся два раза в неделю. Последние два занятия я его прогнал по всем задачам одного из вариантов из сборника ОГЭ. Смог набрать он два балла, в номере 1 верно расписать план участка и в номере 19 из трёх геометрических высказываний выбрать верное. Больше он не осилил ничего, а на три надо восемь баллов, из них два за геометрические номера. Что означает символ квадратного корня он не знает, икс в степени два воспринимает как два икса. Не знает как в уме умножить или поделить на десять число 350. Я его уже неоднократно предупреждал что ОГЭ он написать не сможет, если только ему не помогут учителя (такое в принципе возможно, живёт он в посёлке городского типа) На следующем занятии планирую этим же заявлением "обрадовать" его родителей. Но что с такими вообще делать то? Пусть даже и не в плане ОГЭ, но за два месяца он в общем то остался на том же уровне где и был. И например если он не сдаст ОГЭ, но всё равно останется моим учеником, то у меня нет идей как его подготовить к сдаче ОГЭ хотя бы даже и в сентябре. Да что там, у меня даже нет идей как научить его арифметике уровня 6 класса

 Профиль  
                  
 
 Re: Как научить очень слабого 9-классника хотя бы арифметике?
Сообщение13.05.2024, 02:41 
Заслуженный участник


20/08/14
11760
Россия, Москва

(Оффтоп)

Ужас. :facepalm:

Я бы отказался от такого ученика. Потому что в обычных условиях его думаю не подготовить, ни к сентябрю, ни к 20 годам.

Что всё же можно сделать если не отказываться, в любом порядке и сочетаниях:
1. Мотивация. Его, не Вас. Условно говоря пороть, за любые ошибки. Понятно не Вам (немыслимо), а родителям. А не условно, найти такую мотивацию чтобы он все 5 дней без ваших занятий круглосуточно ходил и бубнил скажем таблицу умножения пока не запомнит навсегда, хотя бы как стихи. Потом что-то следующее. И так далее. Сам ходил, сам хотел этого, уж из страха наказания или неважно по какой причине, но сам. Я конечно утрирую, но принципиально так.
2. Каждое занятие проводить так чтобы повторять весь предыдущий материал, за все последние 5-10-20 занятий, пока не запомнит. Лучше конечно в разных вариантах, чтобы не упереться в тупое заучивание решений. Пусть это занимает 90% времени урока, но так хоть какая-то гарантия что завтра не вылетит из другого уха. Не контрольными, от них толку мало, а подбором задач чтобы приходилось применять все последние изученные приёмы и методы и знания (не просто умножение дробей, а со сложением их же, плюс тут же и деление чисел, плюс некоторые числа круглые, плюс ещё чего-нибудь в той же задаче). После N-го повторения что-то в голове отложится. И только когда отложилось - усложнять задачи.
3. Плюнуть и тупо заучивать решение задач из ОГЭ за разные годы. Не дословно, но близко к тексту. Но без 4-х арифметических действий всё равно никуда, да и дроби с уравнениями понимать надо бы. Значит всё заучивать. Все варианты какие придумаете и найдёте в списках экзаменов и сумеете поменять буквы и цифры в условии. Есть вероятность что похожее попадётся на реальном ОГЭ и сможет "решить" даже без понимания смысла, просто по аналогии десяткам/сотням прорешенных похожих задач на уроках, "на мышечной памяти". Всё же наши мозги заточены на выявление закономерностей, хотим мы того или нет, что-то у него отложится, даже неосознанно. Но повторов надо реально много, причём обязательно не идеально точных.
4. Начинать с задач из жизни: сдача в магазине, расчёт простого процентного дохода в банке, подоходный налог (особенно не плоский 13% как в РФ), выгода покупок оптом (средняя цена партии или цены за кг или упаковку), количество спирта в кефире и квасе и пиве (а задача со звёздочкой - в безалкогольном!), задачи с разбавлением (70% уксусной эссенции до столового, молока, да что найдёте и не опасно), справедливое деление заработка в группе рабочих (от приложенного труда или ещё как, можно про пиратов вспомнить и их раздел добычи), вероятности выигрыша в казино и игровых автоматах (ну, самое простое и без терминов теории вероятностей), затраты каждого на обед в ресторане из общего чека, много можно придумать - главное заинтересовать практическим применением получаемых знаний, часто они не задерживаются в голове потому что непонятно зафига они вообще нужны. А если показать на понятных бытовых примерах зафига - появится азарт посчитать самому и запомнится.
5. В качестве комбинации 1 и 4 можно подумать об денежной заинтересованности (не со всеми сработает): за правильное решение давать денег, за ошибки взимать штраф. Поначалу без штрафов, только вознаграждение, станет делать меньше 2/3 ошибок - плавно вводить и штрафы (для исключения ситуации тупого подбора варианта решения). Разумеется это всё по договорённости с родителями (и скорее за их счёт). Дополнительный источник доходов за непыльную работёнку - может оказаться хорошим мотивом напрячь мозги и "обуть лоха на бабки" в вашем лице. ;-) А кому-то и просто лишние карманные деньги очень пригодятся.

PS. Если что - я от преподавания далёк, так что лишь теоретизирую.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как научить очень слабого 9-классника хотя бы арифметике?
Сообщение13.05.2024, 13:41 


30/03/20

434
Dmitriy40
Здравствуйте. Отказаться я от него не могу, он ученик онлайн-школы в которой я работаю. Уроки не срывает, не дерзит, активность изображает - так что оснований для отказа и нет. На балансе у него осталось ещё три урока со мной. Контактирую с ним только через онлайн-школу. Его родителей ещё не видел вообще

-- 13.05.2024, 13:55 --

Dmitriy40 в сообщении #1638909 писал(а):
не просто умножение дробей, а со сложением их же

Вот до этого этапа дойти и не удалось. Пока я объяснял ему умножение дробей он успел забыть как их складывать

 Профиль  
                  
 
 Re: Как научить очень слабого 9-классника хотя бы арифметике?
Сообщение13.05.2024, 13:57 
Заслуженный участник


23/05/19
1152
Cuprum2020
Обязательно изложите это все родителям. А заодно и администрации школы, чтобы Ваши предупреждения были зафиксированы на случай каких-то претензий со стороны родителей. И все, дальше уже ничего не сделать. Да Вы и не должны, это ответственность родителей. Если им охота бесполезно тратить деньги - в добрый путь, Вы не в убытке:) Тем более, раз осталось всего три занятия.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как научить очень слабого 9-классника хотя бы арифметике?
Сообщение13.05.2024, 15:12 
Заслуженный участник


20/08/14
11760
Россия, Москва
Cuprum2020
Без адекватных мер воздействия или собственной мотивации ученика вдолбить знания нереально. Во всяком случае достаточно быстро (не за месяцы повторений одного и того же). Значит надо изобретать первое и/или второе. Не "в одно лицо", с родителями. Пару идей я накидал, насколько реальны без понятия, на меня бы подействовали.
Либо сменить критерии обучения: не сдача ОГЭ, а скажем прослушивание курса без контроля результата.
Три урока - это ни о чём. Даже и три десятка (до сентября) - хватит разве что на программу класса до 6-го (до более абстрактных вещей типа сложных уравнений).
Про дроби я уже сказал: каждый урок полчаса решает (с суфлёром) задачи на предыдущие темы (сложение), полчаса объясняете новую тему (умножение, сколько успеете/сможете, с самого простого), полчаса решает задачи на новую плюс старые темы. За полчаса всё не забудет. В следующий раз - всё по новой, даже по той же теме, по кругу, с обязательным повтором нескольких предыдущих тем (в задачах), пока не усвоит хоть как-то. Что-то вдолбить удастся. За десятки уроков по каждой теме. А что-то потребовать просто заучить наизусть (таблицу умножения) и пока не выучил - дальше не двигаться, пусть сам объясняется с родителями на что уходит оплата (которым отдельно обосновать что без этого дальше учить невозможно). Как это увязать с программой обучения и родителями - Вам виднее.
Больше мне сказать нечего, уже и так сильно превысил допустимый порог.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как научить очень слабого 9-классника хотя бы арифметике?
Сообщение13.05.2024, 15:43 
Аватара пользователя


27/02/12
3892
Несколько лет назад меня попросили позаниматься математикой с учеником.
Но уже не на уровне таблицы умножения, а синусов-косинусов. Выпускник.
Восприимчивость - нулевая. Не исключаю, что и я не смог донести...
В это же время он вел активную деятельность - купил-продал.
Как-то закончил школу. Сейчас у него дело в Киеве, материально обеспечен...

Вспомнилось ещё.
У моего друга дочь в начальных классах имела проблемы с арифметикой.
Родители пытались выправить положение, занимались с ней, но...
Отец беседовал с учительницей - как, мол, исправить положение?
На что она ответила: "Ну что вы хотите, работяги тоже ведь нужны..."
Где-то она права...

 Профиль  
                  
 
 Re: Как научить очень слабого 9-классника хотя бы арифметике?
Сообщение13.05.2024, 15:58 


17/10/16
4793
miflin

(Оффтоп)

На Одесской фабрике "Красная Роза" требуется бухгалтер. Приходит мужчина
и предлагает свои услуги. С ним побеседовали и говорят:
- Вы нам подходите. Можете писать заявление.
- Вы знаете, дело в том, что я не умею писать.
- Так чего же вы к нам пришли?
И он ушел. Прошло двадцать лет. И этот же мужчина, уже состарившийся,
заходит в Нью-Йорке в ювелирную лавку, выбирает очень дорогое
бриллиантовое колье. Достает бумажник и начинает отсчитывать деньги.
Молодой ювелир - хозяин лавки - к нему обращается:
- Вы пожилой человек. Зачем вы себя так утруждаете? Выпишите чек.
- Молодой человек! Если бы я умел писать, то я бы уже двадцать лет на
"Красной Розе" работал бухгалтером."

 Профиль  
                  
 
 Re: Как научить очень слабого 9-классника хотя бы арифметике?
Сообщение13.05.2024, 16:01 
Аватара пользователя


27/02/12
3892
sergey zhukov
:mrgreen:

 Профиль  
                  
 
 Re: Как научить очень слабого 9-классника хотя бы арифметике?
Сообщение13.05.2024, 16:33 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4845
Cuprum2020
Посмотрите здесь, может быть найдёте что-то полезное для Вашей ситуации:
https://vk.com/@partizanxyz-katalog-sta ... matematika

 Профиль  
                  
 
 Re: Как научить очень слабого 9-классника хотя бы арифметике?
Сообщение13.05.2024, 20:48 


03/12/21
52
Проблемы при сложении 8+5 и незнание таблицы умножения - это 2-й класс. Значит, нужно взять учебник для начальной школы и заниматься по нему. Возможно, с учетом возраста обучение будет быстрее, чем год в год.
А можно и отказаться от такого ученика (или передать его коллегам, специализирующимся на начальной школе)

 Профиль  
                  
 
 Re: Как научить очень слабого 9-классника хотя бы арифметике?
Сообщение14.05.2024, 08:57 
Аватара пользователя


01/12/06
760
рм
Cuprum2020 в сообщении #1638907 писал(а):
Если устный счёт, например $8+5$, он так и отсчитывает вслух: 8, 9, 10, 11, 12, 13. Таблицы умножения не знает. Складывать двузначные числа в уме не умеет. Умножить 25 на 2 тоже.
Значит ученик способен что-то доказывать: $8+5=13.$ Тогда я бы попробовал переделать задачи, чтобы получились задачи на доказательство: докажите, что $25\cdot 2=50.$ Если он справился с первой задачей, что нужно чтобы он справился со второй?

 Профиль  
                  
 
 Re: Как научить очень слабого 9-классника хотя бы арифметике?
Сообщение14.05.2024, 14:07 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


15/10/08
12496
Пусть запомнит квадраты до ста и постоянно тренируется в разложении целых чисел в сумму двух целых. Да, считать до ста он, надеюсь, умеет?

 Профиль  
                  
 
 Re: Как научить очень слабого 9-классника хотя бы арифметике?
Сообщение14.05.2024, 14:27 


14/01/11
3036
Cuprum2020 в сообщении #1638907 писал(а):
Если устный счёт, например $8+5$, он так и отсчитывает вслух: 8, 9, 10, 11, 12, 13.

Утундрий в сообщении #1639048 писал(а):
Да, считать до ста он, надеюсь, умеет?

Кстати, вспомнился свой детский опыт запоминания таблицы умножения. Можно отсчитывать двойки: $2,4,6,8,\dots,20$, тройки $3,6,9,12,\dots,30$ и т.д. После определённой практики таблица умножения запоминается. Но в его возрасте, наверное, это уже не столь увлекательно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как научить очень слабого 9-классника хотя бы арифметике?
Сообщение14.05.2024, 15:40 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


15/10/08
12496
Sender в сообщении #1639054 писал(а):
в его возрасте, наверное, это уже не столь увлекательно.
Математика хуже семечек. Если втянется, то уже никогда не остановится.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как научить очень слабого 9-классника хотя бы арифметике?
Сообщение14.05.2024, 15:52 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7067
Вспоминаю картину. Сельская дореволюционная школа. Крестьянским детям учитель задал посчитать что-то в уме. Подробности не помню. Что-то типа вычислить дробь, в числителе которой $10^2+11^2+12^2+13^2+14^2$ ... Не знаю, справились они с задачей или нет. Но что интересно - они все такие задумчивые, сосредоточенные, реально хотят задачу решить. Вряд ли они станут математиками. Но уже видно, что характер у них есть.

Загуглил. Картина называется "Устный счёт. В народной школе Рачинского". Художник Богданов-Бельский. Вот и статья в Вики.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 17 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group