2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
 
 
Сообщение20.11.2008, 11:19 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Brukvalub в сообщении #160100 писал(а):
порочной практики анализа - приближенным вычислением с помощью дифференциала.

И опять же не могу согласиться (если я правильно понял реплику). Да, меня тоже раздражают задания типа "вычислить приближённо $\sqrt{4.17}$". Однако: это же реально необходимо, уметь прикидывать подобные вещи в уме! Да и для понимания геометрического смысла теории полезно. Противно только, что это задание трудно аккуратно формализовать.

Добавлено спустя 6 минут 24 секунды:

powerZ в сообщении #160108 писал(а):
потом уже искать аналитическое решение (если такое ещё вообще найдется

Дополнение: такое вообще почти никогда не найдётся. Т.е. множество задач, для которых аналитическое решение найдётся, имеет меру нуль.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение20.11.2008, 13:43 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


14/02/07
2648
ewert писал(а):
Вычислительная математика -- наука в значительной степени экспериментальная.
...
Научиться пользоваться некоей формулой -- так к этому в значительной степени и сводится обучение математике. Вот, к примеру, есть формула: $(fg)'=f'g+g'f$. Или $(f(g(x)))'=f'(g)\cdot g'(x)$. Допустим, некий студент эти формулы вызубрил и сдал. Ну так чего же от него ещё и требовать? Так нет же, злодеи-преподаватели до посинения (преимущественно собственного) всё требуют и требуют от него вычисления каких-то дурацких производных...

Согласен со всем сказанным. Другое дело, что данная конкретная задача не очень, как мне кажется, похожа на вычисление производной. Действительно ли надо заставлять студента-прикладника уметь для конкретной функции записать, скажем, разностный лапласиан? Он себе напишет программу, впишет туда формулу разностного лапласиана и будет рад. Хотя то, что я сейчас говорю, звучит очень спорно даже для меня :)

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение20.11.2008, 13:55 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/08/07
5492
Нов-ск
Хорхе писал(а):
Действительно ли надо заставлять студента-прикладника уметь для конкретной функции записать, скажем, разностный лапласиан? Он себе напишет программу, впишет туда формулу разностного лапласиана и будет рад.
Чему он будет рад? Откуда у него уверенность, что он правильно аппроксимировал лапласиан и запрограммировал? На задаче, обсуждаемой в этой теме, человека обучают решать диф уравнения численно таким-то методом. Наличие у задачи точного решения помогает отладить программу, на конкретном примере увидеть, скажем, порядок точности метода и т.д.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение20.11.2008, 14:16 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


10/10/07
715
Южная Корея
ewert в сообщении #160111 писал(а):
Т.е. множество задач, для которых аналитическое решение найдётся, имеет меру нуль.


Ну, так уж и нуль. Линейные системы имеют аналитическое решение. Правда конечно придется сначала вычислить собственные значения матрицы. Это, наверно, всё равно численно.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение20.11.2008, 17:15 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
powerZ писал(а):
ewert в сообщении #160111 писал(а):
Т.е. множество задач, для которых аналитическое решение найдётся, имеет меру нуль.
Ну, так уж и нуль. Линейные системы имеют аналитическое решение. Правда конечно придется сначала вычислить собственные значения матрицы. Это, наверно, всё равно численно.

Во-первых, решение линейных систем практически не аналитично. Во-вторых, поиск с.ч. (хоть и не имеет отношения к решению систем) и впрямь в аналитическом виде не возможен. В-третьих, сами по себе линийные системы по отношению ко всем мыслимым задачам имеют меру типа суперноль.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение21.11.2008, 02:33 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


10/10/07
715
Южная Корея
ewert в сообщении #160239 писал(а):
Во-первых, решение линейных систем практически не аналитично.


Сильно спорить не буду, поскольку не совсем понял, какой смысл вы вкладываете в эту фразу. Скажу только, что аналитическое решение может быть записано для системы линейных уравнений. Например через матричый экспоненциал.

ewert в сообщении #160239 писал(а):
В-третьих, сами по себе линийные системы по отношению ко всем мыслимым задачам имеют меру типа суперноль.


Ошибаетесь. Хотя бы потому, что иногда возникает задача упростить модель и свести её к линейной, хотя бы на малом сигнале. Например в электротехнике.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение21.11.2008, 06:29 
Заслуженный участник


09/01/06
800
powerZ писал(а):
Скажу только, что аналитическое решение может быть записано для системы линейных уравнений. Например через матричый экспоненциал.


Не все линейные системы имеют постоянные коэффициенты. Найти аналитическое решение системы с переменными коэффициентами обычно нельзя.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение21.11.2008, 06:54 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
powerZ в сообщении #160381 писал(а):
Скажу только, что аналитическое решение может быть записано для системы линейных уравнений. Например через матричый экспоненциал.

теорекхтицски -- да. А пракхтицски, если эн ну хотя бы больше шести, например?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение21.11.2008, 08:51 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


10/10/07
715
Южная Корея
ewert в сообщении #160389 писал(а):
А пракхтицски, если эн ну хотя бы больше шести, например?


Ну а чего там сложного.
$X(t)'=AX(t)+b$

Если нулевых и кратных корней нет, то совсем просто:

$X(t)=M(t)(X(0)+A^{-1}b)-A^{-1}b$,
где $M(t)$ - матричный экспоненциал. Для 7-го порядка (например) запишется в виде:

$M(t)=a(t)_0E+a(t)_1A+a(t)_2A^2+a(t)_3A^3+a(t)_4A^4+a(t)_5A^5+a(t)_6A^6$


$\mathbf{a(t)} = {\left( \begin{array}{cccccc} 1 & p1 & p1^2 & p1^3 & \dots & p1^6 \\ 1 & p2 & p2^2 & p2^3 & \dots & p2^6 \\ \vdots & \vdots & \vdots & \vdots & \vdots & \vdots \\ 1 & p7 & p7^2 & p7^3 & \dots & p7^6 & \end{array} \right)}^{-1}{\left( \begin{array}{c} e^{p1t} \\ e^{p2t}  \\ \vdots \\ e^{p7t} \end{array} \right)}$

где $p1-p7$ - собственные значения матрицы $A$

Добавлено спустя 1 минуту 34 секунды:

Конечно если есть нулевые, а тем более кратные корни, то все сложнее. Придется приводить уравнения к канонической форме.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение21.11.2008, 08:54 
Заслуженный участник


09/01/06
800
powerZ, а как Вы будете собственные значения находить для произвольной системы?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение21.11.2008, 08:58 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


10/10/07
715
Южная Корея
V.V. в сообщении #160411 писал(а):
powerZ, а как Вы будете собственные значения находить для произвольной системы?


Ну это само собой численно, писал об этом выше.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение21.11.2008, 08:58 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
чего-то удивительно, где у Вас экспоненты да и вообще зависимость от $t$, а ведь деваться им некуда.

Ну да не в этом дело. Раз уж Вы говорите о системе линейных именно дифференциальных уравнений (а не алгебраических), то от поиска собственных чисел никуда не денешься. А они "аналитически" (в смысле явно) через матрицу не выражаются. Начиная с пятимерного случая -- формально, а практически -- уже с трёхмерного.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение21.11.2008, 09:01 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


10/10/07
715
Южная Корея
Но все равно, это не то чтобы по Эйлеру решать. ИМХО это можно назвать аналитическим решением.

Добавлено спустя 1 минуту 55 секунд:

ewert в сообщении #160415 писал(а):
чего-то удивительно, где у Вас экспоненты да и вообще зависимость от , а ведь деваться им некуда.


Сори, недописал. Уже поправился.

ewert в сообщении #160415 писал(а):
Ну да не в этом дело. Раз уж Вы говорите о системе линейных именно дифференциальных уравнений (а не алгебраических), то от поиска собственных чисел никуда не денешься. А они "аналитически" (в смысле явно) через матрицу не выражаются. Начиная с пятимерного случая -- формально, а практически -- уже с трёхмерного.


Ну в этом смысле, согласен.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение30.11.2008, 16:39 


30/11/08
2
Самара
Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, как методом Эйлера решить (построить график) такое ДУ:

y''+3y'+2y=1/(e^x(e^x+2));

y(0)=0; y'(0)=0;

В книгах/методичках не смог найти описание метода для ДУ 2го порядка.
Шаг, скажем, 0.1, интервал по x от 0 до2.
Заранее спасибо!

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение30.11.2008, 16:41 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
перепишите в виде векторного уравнения первого порядка (т.е. системы двух скалярных уравнений), введя обозначение $\vec z(x)\equiv(y(x);\,y'(x))$.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 32 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group