2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
 
 Re: Аргумент Куайна-Патнема
Сообщение01.02.2024, 16:56 


22/10/20
1194
Итак, что я понял. Берем любой математический объект $M$, неважно, уже открытый или неизвестный.
Спрашиваем: $M$ существует?
Ответ: "Да".
Почему существует?
Потому что существует хоть какой-то математический объект, а мы не хотим плодить категории (экономность).
А какой математический объект точно существует?
Ответ: натуральные числа.
А почему они точно существуют?

А действительно, почему они существуют? Пока выглядит так, что просто потому что так сказали Куайн и Патнэм. Они-то конечно скажут, что, мол, натуральные числа существуют, потому что очевидно же, что они вездесущи и неустранимы из всех прекрасных теорий. И это как раз то место, которое мне кажется наиболее сомнительным. Может быть миллион причин, почему та или иная абстракция прочно вошла в те или иные теории. Да хоть исторически так сложилось. Абстракция от этого не обязана быть какой-то замечательной и великолепной. Зачем из этого стечения обстоятельств выводить какое-то неведомое "существование" этого объекта, причем непонятно в каком смысле - в общем, не понятно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Аргумент Куайна-Патнема
Сообщение01.02.2024, 19:43 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


28/09/06
10910
EUgeneUS в сообщении #1627973 писал(а):
существование применительно к реальным объектам и существование применительно к абстрактным объектам - это существавание в одном смысле или в разных?

"Смысл" существования определяется тем, к чему применяется теория, которая оное существование утверждает.

Относительно аргумента: Его смысла я не понимаю. По-моему, это какая-то очередная философская фигня.

 Профиль  
                  
 
 Re: Аргумент Куайна-Патнема
Сообщение02.02.2024, 09:01 
Аватара пользователя


01/12/22
62
warlock66613 в сообщении #1627949 писал(а):
Я могу рассказать. Попробовать во всяком случае. Пусть потом PavelFirsov поправит если что.

Аргумент такой. В наших лучших научных теориях — если изложить их строго — постоянно встречаются утверждения вроде $\exists n \in \mathbb N \ldots$. Эти читается как "существует натуральное число". Следовательно, либо наши лучшие научные теории неверны, либо натуральные числа существуют, поскольку именно это утверждается в этих теориях. Но существование чисел (и других математических объектов) — это и есть центральное положение платонизма.

Здесь нужно дополнение - аргумент предполагает правильность так называемого куайновского критерия наличия онтологических обязательств. Если мы принимаем какую-либо научную теорию, то мы обязаны принять существование всего того, что она постулирует как существующее или, говоря более строго, всех тех сущностей (электронов, кварков, чисел и т. д.) по которым пробегают квантифицированные переменные. Чтобы узнать это, необходимо сформулировать теорию с использованием "канонической нотации" - языка логики предикатов первого порядка и посмотреть, по каким сущностям пробегают переменные, связанные квантором существования. Куайн утверждает, что в случае с нашими лучшими научными теориями среди этих сущностей, наряду с протонами и электронами, окажутся и числа/математические объекты. То есть числа нам следует признать ровно на тех же основаниях, что и электроны и т. д.
Все это завязано на знаменитое общее "определение" Куайном существования "быть - значит быть значением связанной переменной".

-- 02.02.2024, 09:09 --

EUgeneUS в сообщении #1627958 писал(а):
Более интересен вопрос, что такое существование. И является ли существование реальных объектов и абстрактных объектов одним и тем же существованием

Это действительно интересный вопрос и им занимается метаонтология. В ней монисты аргументируют, что конкретные и абстрактные объекты обладают очень разной природой/сущностью, но существуют в одном и том же смысле. Плюралисты же вводят различные способы бытия для этих двух типов объектов.
По метаонтологии есть хороший учебник Berto F. и Plebani M. "Ontology and Metaontology".

 Профиль  
                  
 
 Re: Аргумент Куайна-Патнема
Сообщение02.02.2024, 09:18 
Аватара пользователя


11/12/16
13928
уездный город Н
epros в сообщении #1627999 писал(а):
"Смысл" существования определяется тем, к чему применяется теория, которая оное существование утверждает.

Совершенно верно.
Более того, разное понимание существования может быть применено к одному и тому же объекту.
Пример. Вы купили в Икее стул, а домой привезли некую плоскую коробку.
Вопрос: стул уже существует? Или только будет существовать после сборки?
С точки зрения банальной эрудиции, он только будет существовать после сборки.
Но бухгалтерия с этим не согласна. Для бухгалтера стул существует после его производства (в виде коробки).
Это к тому, что понятие существования бессмыслено, без уточнения в каком смысле и в рамках каких систем учета это существование понимается.
Отсюда вывод: философские дискуссии о "существовании вообще" бессмыслены.
Осмыслены построения систем учета. 1С, например.

-- 02.02.2024, 09:20 --

PavelFirsov в сообщении #1628068 писал(а):
Это действительно интересный вопрос и им занимается метаонтология. В ней монисты аргументируют, что конкретные и абстрактные объекты обладают очень разной природой/сущностью, но существуют в одном и том же смысле. Плюралисты же вводят различные способы бытия для этих двух типов объектов.


Что скажут монисты и плюралисты про икеевский стул (см. выше)?
И как их утверждения могут быть согласованы с международными стандартами финансовой отчетности?

 Профиль  
                  
 
 Re: Аргумент Куайна-Патнема
Сообщение02.02.2024, 09:50 
Аватара пользователя


01/12/22
62
EUgeneUS в сообщении #1628072 писал(а):
Что скажут монисты и плюралисты про икеевский стул (см. выше)?
И как их утверждения могут быть согласованы с международными стандартами финансовой отчетности?

Метаонтология выясняет природу существования как такового, и она не может и не должна заменять собой все остальные науки и дисциплины и говорить, существует ли электрон, бактерия, черная дыра, стул или стол.
Но стульями и вообще любыми составными объектами занимается раздел метафизики, посвященный проблеме материальной композиции. В учебнике Е. Кононова, например, она определяется так "Проблема материальной композиции касается вопроса, когда именно два или более объекта составляют новый, составной объект. Например, если прикрепить четыре ножки к плоской квадратной доске, то возникнет ли новый объект – табуретка?". Я не смогу пересказать Вам весь этот раздел, но, если хотите, можете заглянуть в указанный учебник или в подобный раздел любого авторитетного англоязычного учебника.

 Профиль  
                  
 
 Re: Аргумент Куайна-Патнема
Сообщение02.02.2024, 10:18 
Аватара пользователя


11/12/16
13928
уездный город Н
PavelFirsov в сообщении #1628077 писал(а):
В учебнике Е. Кононова, например, она определяется так "Проблема материальной композиции касается вопроса, когда именно два или более объекта составляют новый, составной объект. Например, если прикрепить четыре ножки к плоской квадратной доске, то возникнет ли новый объект – табуретка?"


Почему Кононов упоминает квадратную доску? Если доска будет прямоугольной или круглой, это будет другая проблема или всё ещё та же?

Существуют ли плоские квадратные доски? С учетом того, что квадрат - плоская фигура, а доски измеряются или кубометрами, или погонными метрами.

-- 02.02.2024, 10:21 --

При каких условиях материальная композиция четырех ножек и одной доски даст не табуретку, а лавку?

 Профиль  
                  
 
 Re: Аргумент Куайна-Патнема
Сообщение02.02.2024, 10:31 
Аватара пользователя


01/12/22
62
EUgeneUS в сообщении #1628083 писал(а):
Почему Кононов упоминает квадратную доску? Если доска будет прямоугольной или круглой, это будет другая проблема или всё ещё та же?

Существуют ли плоские квадратные доски? С учетом того, что квадрат - плоская фигура, а доски измеряются или кубометрами, или погонными метрами.

-- 02.02.2024, 10:21 --

При каких условиях материальная композиция четырех ножек и одной доски даст не табуретку, а лавку?

Я не могу ответить за автора учебника, но думаю это простая иллюстрация проблемы.
Метафизика не занимается теми названиями, которые мы даем объектам в повседневной жизни. Ее в данном случае не интересует, что можно назвать лавкой или табуреткой.
Она задается вопросом, когда два (или три т. д.) объекта образуют новый объект. И два самых популярных ответа - всегда (мереологический универсализм) и никогда (мереологический нигилизм).

 Профиль  
                  
 
 Re: Аргумент Куайна-Патнема
Сообщение02.02.2024, 10:40 
Аватара пользователя


11/12/16
13928
уездный город Н
PavelFirsov в сообщении #1628087 писал(а):
И два самых популярных ответа - всегда (мереологический универсализм) и никогда (мереологический нигилизм).


Скажите, пожалуйста, а есть направление философии, в которой ответ на этот вопрос звучит так: "в зависимости от применяемой системы учета объектов".
Если нет, то можно ли его застолбить?

 Профиль  
                  
 
 Re: Аргумент Куайна-Патнема
Сообщение02.02.2024, 10:40 


22/10/20
1194
EUgeneUS в сообщении #1628072 писал(а):
Более того, разное понимание существования может быть применено к одному и тому же объекту.
Пример. Вы купили в Икее стул, а домой привезли некую плоскую коробку.
Вопрос: стул уже существует? Или только будет существовать после сборки?
С точки зрения банальной эрудиции, он только будет существовать после сборки.
Но бухгалтерия с этим не согласна. Для бухгалтера стул существует после его производства (в виде коробки).
Ну не знаю, лично мне кажется, что понимание существования тут одинаковое для стула и коробки (как обычное существование, понимаемое в бытовом смысле и применимое к реальным физическим объектам мезо-масштаба). Имхо проблема (в данном случае) не с существованием, а с многозначностью слова "стул". Другими словами, в определении понятия "стул". Обычный человек определяет стул как некий цельный предмет, на котором можно сидеть, а бухгалтер определяет стул как товарную позицию конкретного предприятия. В этой связи нет ничего удивительного, что для одного стул существует, а для другого - нет: они о разных предметах говорят. Математик в такой ситуации назвал бы коробку с деталями стула - псевдостулом)) Вот и нету больше неоднозначности в существовании.

PavelFirsov в сообщении #1628068 писал(а):
Если мы принимаем какую-либо научную теорию, то мы обязаны принять существование всего того, что она постулирует как существующее
Я так не считаю. Для меня теория - это абстракция, существующая исключительно в психике человека. Возьмем, к примеру, евклидову геометрию. Она оперирует вымышленными сущностями, такими как точки, отрезки, прямые и т.д. Это все продукты фантазии, в реальности (на мой взгляд) никаких точек и отрезков нету. И зачем тащить их в реальность - не очень понятно.

PavelFirsov в сообщении #1628068 писал(а):
или, говоря более строго, всех тех сущностей (электронов, кварков, чисел и т. д.) по которым пробегают квантифицированные переменные. Чтобы узнать это, необходимо сформулировать теорию с использованием "канонической нотации" - языка логики предикатов первого порядка и посмотреть, по каким сущностям пробегают переменные, связанные квантором существования.
Квантификация по электронам? Кошмар. И откуда у философов такая уверенность, что физические теории могут быть сформулированы как теории первого порядка. Я для математических-то теорий в этом сомневаюсь, а уж для физических - подавно. Если уж на то пошло, давайте возьмем, пусть, классическую механику. Ну и какой у нее алфавит? Какие аксиомы? Блин, оно даже звучит как бред. Даже если кому-то действительно придет в голову формулировать ньютоновскую механику как формальную теорию первого порядка, представляете какой объем мат.аппарата должен в неё включаться, чтобы иметь возможность эту классическую механику построить? Это значит, что в этой теории должна быть возможность говорить о действительных числах, интегральных и дифференциальных операторах, многообразиях и многом-многом другом. Я не представляю, как можно заранее знать, какой алфавит и аксиоматику зафиксировать, чтобы была возможность говорить обо всем этом. Мое мнение, что это все совершенно бредовая задумка.

 Профиль  
                  
 
 Re: Аргумент Куайна-Патнема
Сообщение02.02.2024, 10:41 
Аватара пользователя


11/12/16
13928
уездный город Н
EUgeneUS в сообщении #1628089 писал(а):
Если нет, то можно ли его застолбить?


Я бы тогда его назвал мереологический пофигизм Евгениуса.

-- 02.02.2024, 10:59 --

EminentVictorians в сообщении #1628090 писал(а):
Имхо проблема (в данном случае) не с существованием, а с многозначностью слова "стул".


Проблема тут совершенно в другом.
С одной стороны, любая классифкация - это предмет умственной деятельности, то есть абстракция. Классфикации не существуют в реальном мире, точно так же, как в реальном мире не существуют евклидовы точки и отрезки.
А с другой стороны, мы не можем назвать ниодин предмет, объект реального мира, не прибегая к классфикациям. Более того, "предмет" или "объект" - это уже классификация.
Но это не философская проблема, а где-то на границе когнитивных наук и лингвистики.

 Профиль  
                  
 
 Re: Аргумент Куайна-Патнема
Сообщение02.02.2024, 12:04 
Аватара пользователя


01/12/22
62
EminentVictorians в сообщении #1628090 писал(а):
Квантификация по электронам? Кошмар. И откуда у философов такая уверенность, что физические теории могут быть сформулированы как теории первого порядка. Я для математических-то теорий в этом сомневаюсь, а уж для физических - подавно. Если уж на то пошло, давайте возьмем, пусть, классическую механику. Ну и какой у нее алфавит? Какие аксиомы? Блин, оно даже звучит как бред. Даже если кому-то действительно придет в голову формулировать ньютоновскую механику как формальную теорию первого порядка, представляете какой объем мат.аппарата должен в неё включаться, чтобы иметь возможность эту классическую механику построить? Это значит, что в этой теории должна быть возможность говорить о действительных числах, интегральных и дифференциальных операторах, многообразиях и многом-многом другом. Я не представляю, как можно заранее знать, какой алфавит и аксиоматику зафиксировать, чтобы была возможность говорить обо всем этом. Мое мнение, что это все совершенно бредовая задумка.

Никто из метафизиков не пытался и не пытается сформулировать какую-либо научную теорию как формальную теорию первого порядка. Это действительно бред. И Куайн, котроый был довольно известным логиком, это прекрасно понимал. Я писал, что "необходимо сформулировать теорию с использованием "канонической нотации" - языка логики предикатов первого порядка", а не на языке логики предикатов первого порядка. Это не является строгой процедурой. Метафизика (как и физика или биология) - это не логика или математика. В формулировку теорий вносится ровно столько элементов канонической нотации, сколько необходимо для выявления ее онтологических обязательств.

-- 02.02.2024, 12:08 --

EminentVictorians в сообщении #1628090 писал(а):
Я так не считаю. Для меня теория - это абстракция, существующая исключительно в психике человека. Возьмем, к примеру, евклидову геометрию. Она оперирует вымышленными сущностями, такими как точки, отрезки, прямые и т.д. Это все продукты фантазии, в реальности (на мой взгляд) никаких точек и отрезков нету. И зачем тащить их в реальность - не очень понятно.

Под научными следует понимать естественнонаучные, прежде всего физические, теории. И аргумент действительно предполагает научный реализм, согласно которому эти теории стремятся репрезентировать реальность, а не являются средствами для предсказания нового опыта.

 Профиль  
                  
 
 Re: Аргумент Куайна-Патнема
Сообщение02.02.2024, 12:08 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


28/09/06
10910
EUgeneUS в сообщении #1628072 писал(а):
epros в сообщении #1627999 писал(а):
"Смысл" существования определяется тем, к чему применяется теория, которая оное существование утверждает.

Совершенно верно.
Более того, разное понимание существования может быть применено к одному и тому же объекту.

За "понимание" отвечает та самая теория, которая применяется к объекту. Разные теории - разные будут и понимания.

EUgeneUS в сообщении #1628072 писал(а):
Пример. Вы купили в Икее стул, а домой привезли некую плоскую коробку.
Вопрос: стул уже существует? Или только будет существовать после сборки?

Лично мне ответ представляется самоочевидным: Как Ваши теоретические представления определяют понятие "стул", таковым и будет Ваше понимание его существования. Если согласно Вашим определениям "стул" - это то, на чём можно сидеть, то существовать он будет только после того, как собран. Но если согласно Вашим определениям "стул" - это то, что посредством некоторых манипуляций можно привести в такое состояние, что на нём можно сидеть, то он будет существовать и в разобранном виде.

 Профиль  
                  
 
 Re: Аргумент Куайна-Патнема
Сообщение02.02.2024, 12:24 
Аватара пользователя


11/12/16
13928
уездный город Н
epros в сообщении #1628103 писал(а):
Лично мне ответ представляется самоочевидным:

Собственно, примерно это и написал в своем сообщении чуть ниже поднятых вопросов.
Тут у нас продукт при полном непротивлении сторон.

 Профиль  
                  
 
 Re: Аргумент Куайна-Патнема
Сообщение02.02.2024, 12:54 


22/10/20
1194
PavelFirsov в сообщении #1628102 писал(а):
Я писал, что "необходимо сформулировать теорию с использованием "канонической нотации" - языка логики предикатов первого порядка", а не на языке логики предикатов первого порядка.
Давайте восстановим хронологию.

Вы сказали, что "необходимо сформулировать теорию с использованием "канонической нотации" - языка логики предикатов первого порядка и посмотреть, по каким сущностям пробегают переменные, связанные квантором существования."

Я посчитал, что имеется в виду формализация физической теории в виде формальной теории первого порядка. Вы ответили, что формализация не обязательна. Для меня это уже не бьется. Нельзя так вольно говорить о логике первого порядка и теориях, в ней сформулированных. Логика первого порядка - это формальная штука. Любая теория, в ней сформулированная - это формальная теория. Не бывает неформальных теорий, сформулированных в логике первого порядка. У логики первого порядка очень строгое определение.

Но если Вы не требуете формализации, то тогда непонятно, что Вы подразумеваете под кванторами. Просто любые словосочетания вида "для любого..." и "существует..."? Давайте рассмотрим конкретный пример. Когда я открываю холодильник и вижу, что для любой банки майонеза существует её срок годности - это, с Вашей точки зрения, квантификация или нет?

 Профиль  
                  
 
 Re: Аргумент Куайна-Патнема
Сообщение02.02.2024, 13:09 
Аватара пользователя


11/12/16
13928
уездный город Н
EminentVictorians в сообщении #1628112 писал(а):
Давайте рассмотрим конкретный пример. Когда я открываю холодильник и вижу, что для любой банки майонеза существует её срок годности - это, с Вашей точки зрения, квантификация или нет?


Это фасетная классификация по трем классификаторам. :mrgreen:

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 59 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group