Вопрос мой инициирован
темой и в частности моим постом там. Процитирую его окончание:
Если к тележке приделать мотор и она начнёт разгоняться, то появится и сила трения и её работа. Хотя точка соприкосновения колеса с дорогой будет в каждый конкретный момент неподвижна. Но тогда работу силы трения надо считать, как произведение силы трения на путь автомобиля. А не на путь точки контакта колеса с дорогой. Эта же точка постоянно меняется.
Обратили моё внимание, что в моём посту содержатся ошибки.
Mihr писал(а):
мат-ламер, похоже, Вы полагаете, что работа силы трения покоя равна нулю, когда тележка движется равномерно, но отлична от нуля, когда та же тележка движется ускоренно. Именно в этом Ваша ошибка.
Также советовали изучить
статью из журнала "Квант".
Статью я не осилил. Поэтому решил обратится за помощью к форуму. Прежде всего, возможно я не силён в терминологии. Как
Mihr так и авторы статьи пишут о "трении покоя". Я таких слов не употреблял. Я писал просто о трении. А в данном случае речь идёт о трении качения.
Прежде всего, какие силы действуют на разгоняющийся автомобиль? Это сила реакции опоры, направленная вперёд-вверх и сила тяжести. Сила тяжести и нормальная (т.е. направленная вверх) компонента реакции опоры уравновешиваются. Остаётся реакция опоры, направленная вперёд. Теперь возникает терминологический нюанс. Из той литературы, которую смотрю сейчас (Андронов В.В., Журавлёв В.Ф. "Сухое трение в задачах механики", Пономарёва С.И., Черногоров Е.П. "Теоретическая механика. Трение") следует, что естественно назвать эту компоненту реакции опоры именно силой трения (точнее, силой трения качения).
Далее, если мы имеем некоторое тело (которое не обязано быть твёрдым), то что следует понимать под работой внешней силы над этим телом? Для простоты предполагаем, что тело движется по прямой не вращаясь. Тогда под работой внешней силы над этим телом следует понимать интеграл этой силы по пройденному пути центром масс тела.
Отсюда получается, что при разгоне автомобиля внешняя сила, то есть сила трения совершает очень конкретную работу, равную указанному интегралу и равную кинетической энергии, приобретённой автомобилем. В частности, если мы пустим по плоскости по инерции тележку и она остановится, то сила трения качения совершит отрицательную работу, равную первоначальной кинетической энергии тележки.
В цитируемой статье из журнала "Квант" рассматривается пример, где в вертикальную стену через сжатую пружину упирается груз. Пружину отпускают. Он толкает вбок груз, который начинает двигаться в сторону от стены. Стоит вопрос, а какова работа силы реакции стены? Она равна интегралу этой силы по пути, пройденному центром масс системы "груз плюс пружина". И этот интеграл отнюдь не нулевой. И равен он кинетической энергии, которую приобретёт эта система. В статье считается, что эта работа нулевая. В чём там ошибка? Мы находим работу силы относительно системы "груз плюс пружина", а не работу силы относительно конца пружины, упирающегося в стенку (что бессмысленно).
Далее, эта же ошибка (а может и не ошибка, а просто в статье терминология другая) повторяется в журнале при подсчёте работы силы трения при разгоне автомобиля. В моём посту из другой темы (по ссылке вверху) я говорю о работе силы трения по разгону автомобиля. Авторы статьи пишут о работе "силы трения покоя". Вполне возможно, что работа силы именно с таким названием будет равна нулю.
И тут возникает основной вопрос. Авторы для обоснования своей точки зрения привлекают закон сохранения энергии. Мол энергия сжатой пружины расходуется на разгон груза. Поэтому работа реакции опоры стенки равна нулю. Также энергия двигателя расходуется на разгон автомобиля. Отсюда следует, что работа сила трения равна нулю.
На мой взгляд это абсурд. Закон сохранения работает отдельно. А закон о действии внешней силы работает отдельно. Это разные сущности. Источник энергии может находиться как внутри автомобиля, так и вне его. Рассмотрим тележку, которая катится по инерции по не совсем идеальной плоскости (для простоты, колёса и подшипники в них у тележки идеальные). Тележка в конце концов останавливается. Источник отрицательной энергии находится снаружи - это не совсем идеальная плоскость. И тут возникает отрицательная работа силы трения.
Помогите разобраться в моих заблуждениях. Основной вопрос - производит ли работу сила трения при разгоне автомобиля? Ну, и в ходе моего обсуждения очень даже возможно, что возникло множество спорных моментов, в которых я заблуждаюсь.