Преобразование из трёхфазной системы токов в двухфазную до сих пор применяют по крайне мере на железных дорогах в некоторых странах.
Ну, это очень специфическое применение. Путей два, один одна фаза, второй вторая. И некая оправданность есть, не требуя распределять три фазы по участкам.
А вообще - рассмотрим одно-, двух- и трёхфазную схему. Пусть в трёхфазной нагрузка сопротивлением каждой ветки R соединена звездой (чисто для определённости, можно и треугольник рассмотреть, и зигзаг), отдавая мощность
на каждой ветви, а мощность потерь на каждом проводе при сопротивлении r будет
, три нагрузки, три провода, на питание мощностью W нужен один провод при соотношении потерь и полезной мощности
. При однофазной нагрузке на эту мощность нужно прокинуть два провода, и потери будут
, как и при "наивной двухфазной". "Усовершенствованная двухфазная" использует три провода, один общий. Рассмотрим оба вариант. Если общий провод такой же, с сопротивлением r, то на мощность W приходится 1.5 провода, но поскольку ток по общему проводу в
раз больше, то потери в нём вдвое больше, и общие потери те же, что и в "наивной", при том, что экономия в проводах есть по сравнению с "наивной", но в трёхфазной один провод на мощность W. Если же потребовать снижения потерь в общем проводе, скажем, сделав сечение вдвое выше и сопротивление
, то потери в этом проводе сократятся вдвое, до уровня потерь в "необщих" проводах, и соотношение потерь к полезной мощности составит
, а металла на провод уйдёт вдвое больше. То есть либо капзатраты (приведенные к полезному эффекту) не больше, чем в трёхфазной, но потери вдвое выше. Либо потери выше в полтора раза, и капзатраты в
раза. Собственно, вот и причина триумфа трёхфазной сети. Двухфазная либо рудимент, как в двух городах США, либо нишевое применение (для двух путей при одном трансформаторе), либо "псевдодвухфазная", когда "фазы" не сдвинуты на 90 градусов, а совпадают с точностью до знака.