Так вот, если предположить, что большой хвост это некое неизбежное зло, сильно кореллирующее со здоровьем, и самочек привлекает именно здоровье, а на хвост им либо начхать, либо они тоже мирятся с ним как с неизбежным злом -- то все становится ну хоть немного логичным.
На хвост им не начхать — как раз потому, что большой хвост и хорошее здоровье коррелируют друг с другом, а значит, большой яркий хвост можно рассматривать как один из признаков хорошего здоровья.
(Самочка ведь не имеет медицинского образования, чтобы надёжно определять здоровье партнёра напрямую. Более того, она даже не имеет представления о механизмах естественного и полового отбора, о механизмах наследования и о генетике в целом. Поэтому у неё нет мыслей вроде: "Я должна выбрать наиболее здорового самца, чтобы вместе с ним оставить сильное потомство". Всё, что она может, это руководствоваться эмоциями, которые возникают при знакомстве с потенциальным партнёром и наблюдении за ним и его поведением.)
Например, помогают разглядеть потенциального партнёра в густых джунглях.
Помогают разглядеть не только особям противоположного пола, но и хищникам. Поэтому всё-таки гандикап.
Вообще, конечно, очень многое, что говорится об эволюции, естественном и половом отборе — это человеческие интерпретации. Попытки найти смысл, некие разумные принципы и объяснения там, где всё складывалось стихийно и без какого-либо плана.
При этом люди неизбежно идут на некоторое "очеловечивание" различных объектов и явлений, для удобства мышления принимая за отправную точку, будто бы целью естественного отбора является выживание лишь наиболее приспособленных особей (хотя это не так, у естественного отбора нет никаких целей, он просто происходит), будто бы животные стремятся выбрать себе партнёра с наилучшей генетикой (хотя это не так, о генетике они вообще в этот момент не думают), будто бы какие-то обстоятельства мешают, а какие-то способствуют этим "целям" (хотя это не так, потому что нет никаких целей — точнее, они есть только в головах людей, наблюдающих за всем этим со стороны).
В психологии есть такое явление, как
парейдолия. В широком смысле это такая особенность мышления, которая заставляет людей видеть некие образы, паттерны, закономерности и взаимосвязи там, где их нет. В той или иной степени парейдолия свойственна всем людям. Услышать какие-то голоса в шуме падающей воды, увидеть лицо в случайном рисунке трещин на асфальте — может любой психически здоровый человек, это норма.
Склонность видеть в эволюционных процессах какие-то разумные стратегии разумно действующих сущностей — это тоже своего рода парейдолия. Обычно это помогает осмысливать происходящее (ещё бы придание смысла происходящему не помогало его осмысливать!), но в какие-то моменты такой подход может давать сбой, когда иллюзорная "разумно действующая" сущность вдруг вытворяет какую-то "глупость". Конечно же, хочется как-то объяснить для себя такое поведение — а вдруг это не глупость, а вынужденная мера или хитрый план?.. И если сильно постараться, то в ряде случаев действительно можно найти такое объяснение. Ещё сильнее подкрепив у себя иллюзию "разумности" рассматриваемых сущностей и явлений. Если же такого объяснения не находится, то происходящее воспринимается как некий парадокс или курьёз, вызывает ощущение "неправильности" или же того, что подходящее объяснение просто пока не найдено.
Такое блуждание в зеркальных лабиринтах собственного разума может быть увлекательным и даже весьма полезным — но стоит всё же помнить, что в реальности дела обстоят немного по-другому. Эволюция не занимается выведением наиболее приспособленных видов. Животные не стремятся выбрать себе наиболее здорового и сильного партнёра, чтобы их потомство имело хорошую генетику. Ни в чём нет смысла, нет цели, нет справедливости. :) Все эти понятия придуманы людьми и существуют только у них в головах.
В реальной вселенной, пожалуй, есть только один универсальный закон — "ничто не истина, и всё позволено". Однако если слишком рьяно возьмёшься его исполнять, то вселенная тебя отбракует — ведь это тоже позволено. :) Да и существование этого закона — тоже не истина.