При этом родители полагают, что ты остался с ними не по доброй воле, а ты никому не нужен -- у тебя просто нет выбора, и с какого-то момента начинают откровенно вытирать об тебя ноги. Что лучше -- убедить себя, что богомолша всегда откусывает партнеру голову, а идущая на нерест рыба неизбежно гибнет, что есть циклически перемалывающая всех и вся Мельница Жизни и после твоих 18-ти лет родители -- это просто отработанный биоматериал, и побыстрее послать их к черту, пока они не искорежили тебе жизнь, или не поступать как Чикатило по отношению к людям, заботившимся о тебу два десятка лет?
Это какая-то ложная дилемма. Не обязательно выбирать из двух крайностей, ведь вполне возможны сбалансированные варианты — когда человек и о себе заботится, и о родителях не забывает.
(Естественно, при этом в каких-то ситуациях будут страдать личные интересы, а в каких-то — родительские. И это нормально, ведь идеал недостижим. Можно найти лишь точку равновесия между своими интересами и чужими.)
В любом случае, совершенно непонятно, при чём тут Чикатило. У него вроде преступления были посерьёзнее, чем просто "перестать заботиться о человеке и уйти".
Тут уместно будет спросить — с какого это перепугу человек должен быть либо тряпкой, либо сразу бездушным извергом?
А ответ прост. У Вас вся "дилемма" построена на избегании конфликтов. При этом действительно видится лишь два пути: либо убежать, разорвав все связи (и тем самым избежать конфликтов), либо остаться и всё терпеливо сносить (тем самым также избегая конфликтов). Таким образом, проблема здесь скорее не в родителях или отношениях с ними, а в боязни умеренно конфликтовать, отстаивая свои интересы.
Если человек боится конфликтов и избегает их, то бегство от родителей мало ему поможет — человеком тогда просто будут помыкать уже не родители, а другие люди, которые окажутся рядом — его девушка, приятели, начальство и т.д.
Люди очень хорошо чувствуют, когда кто-то не способен сказать "нет" — и автоматически садятся этому человеку на шею, зачастую даже не отдавая себе в этом отчёта. Не потому, что они так уж плохи, а потому, что человек сам им это позволяет.
Причина, почему человек позволяет садиться себе на шею, чаще всего заключается в ложном понимании "хороших отношений". Он думает, что должен проглатывать обиды и угождать, если хочет быть для кого-то "хорошим". На самом же деле такое поведение очень мало ценится людьми — как и любое холуйство за подачку. (А это именно оно, просто здесь стимулом прислуживаться и угождать выступают не деньги или иные блага, а "одобрение" других людей.)
Люди, конечно, с радостью пользуются услугами человека, готового служить им за редкие подачки в виде "одобрения и благосклонности". Но никогда не уважают такого человека по-настоящему. Уважение они проявляют к тому, кто знает себе цену и соблюдает свои интересы. Если при этом он всегда помнит ещё и о чужих интересах, то уважение становится просто космическим. Но если он начнёт показательно думать только о чужих интересах, начисто забывая о своих, то не получит ещё больше уважения — а напротив, растеряет то, что есть. Потому что угодливых и раболепствующих не уважает никто — и не важно, ради чего они это делают. (Ради того, чтоб их не били, или ради денег, или же ради капельки внимания и одобрения — не суть важно. В любом случае это угодливость, и люди реагируют на неё соответствующим образом — со скрытым или явным презрением.)
Избегающий конфликтов человек всегда всё терпит, не показывая виду, и лишь бережливо копит внутри себя негатив — как некие долговые расписки, которые он готов предъявить при случае, если его совсем допекут. Но если это когда-нибудь и происходит, то результат его обычно разочаровывает — потому что, как оказывается, люди вовсе не считают, будто что-то ему задолжали. (Особенно за какие-то слова или действия многолетней давности.)
Выход здесь довольно прост. Нужно не ждать неизвестно чего, а научиться сразу говорить "нет". И позволить себе конфликтовать, отстаивая свои интересы — всегда, когда это необходимо, и столько, сколько необходимо.
При этом конфликтовать тоже надо уметь правильно:
1. Следует чётко помнить, что цель конфликта — именно отстоять свои интересы, а не выплеснуть старые обиды. Поэтому любой конфликт можно считать исчерпанным, как только противоположная сторона пошла на все требуемые уступки (или же был найден устраивающий всех компромисс).
2. Выдвигаемые претензии должны быть чётко сформулированы и иметь форму выполнимых требований. При этом надо думать и говорить только за себя, а не за собеседника. К примеру, не надо говорить: "Ты меня совсем не любишь и всё делаешь мне назло!". Лучше сказать: "Мне неприятно, когда ты делаешь то-то и то-то (конкретные примеры), я испытываю в связи с этим такие-то чувства, это неприемлемо для меня, поэтому давай вместе подумаем, как исправить ситуацию". Опционально можно добавить: "...или я буду вынужден пойти на такие-то меры, предпринять такие-то шаги" — если всё совсем запущено и есть реальная необходимость чем-то пригрозить. Но не стоит угрожать, если не готов выполнить свою угрозу и принять последствия.
3. Выдвинутые претензии должны быть именно реальными претензиями. (Зачастую люди используют как повод для ссоры совсем не то, что их реально беспокоит. А о настоящей причине своего недовольства молчат. Нужно стараться избегать подобного хотя бы самому.)
4. Претензии должны быть не к личности человека, а к его поведению. Не надо говорить: "Ты забывчивый и невнимательный!" — лучше сказать: "Ты опять забыл сделать то-то и то-то, несмотря на мою просьбу, и меня это огорчило".
5. Должна быть готовность рассмотреть встречные претензии противоположной стороны конфликта. Если собеседник только бросается общими обвинениями, нужно добиться от него чётко сформулированных конкретных претензий и выполнимых требований.
6. Должна быть готовность пойти навстречу противоположной стороне в тех случаях, когда это справедливо и приемлемо, для достижения устраивающего всех компромисса.
7. В целом во время конфликта нужно держать голову холодной и избегать искушения перевести терпеливое разбирательство в громкий скандал с самозабвенным ором всех друг на друга. Ещё раз повторю, что главная цель конфликта — отстоять свои интересы, а не выплеснуть эмоции. В конфликте побеждает тот, кто его грамотно ведёт. Когда же человек позволяет конфликту руководить собой, то обычно проигрывает.
Если соблюдать эти несложные правила, то можно научиться грамотно конфликтовать и отстаивать свои интересы — и тогда не придётся выбирать между бегством и раболепием.
Конечно, эти рекомендации применимы не ко всем жизненным ситуациям. (Например, они вряд ли помогут уладить разногласия между реальным надсмотрщиком и реальным рабом. Или между смертельными врагами, имеющими друг к другу личные счёты.) Но в абсолютном большинстве случаев эти правила отлично работают.