Поэтому надо брать детей и забивать им головы знаниями в детстве, задолго до того, как они поймут, что им нужно, но тогда будет поздно.
А Вы точно уверены, чем действительно надо и не надо забивать головы? Ресурс головы ограничен, чем-то в любом случае придется жертвовать. Если говорить про школьную математику: а я вот возьму и предложу, например, вместо решения тригонометрических уравнений изучать простенькую алгебру, например, группы - на наглядном уровне в духе кубика-рубика, групп симметрий кристаллов и т.д. Если не нравятся группы, можно вместо них взять, например, легкую линейную алгебру: чуть-чуть про матрицы, чуть-чуть про СЛАУ, метод Гаусса, наглядные линейные преобразования и т.п. Или вместо параметров порешать простенькие диф. уравнения (средствами СКА; акцент сделать не на символьном решении, а на составлении уравнения по условиям задачи), или простейшие численные методы (это можно было бы как-нибудь красиво обыграть вместе с элементами программирования). Почему Вы (условно Вы, понятно, что я не лично Вас имею в виду) с тригонометрией и параметрами будете правы, а я с комплексными числами, матрицами и интерполяционными многочленами буду не прав?
А если взять вузы. Вот Вы преподаете теорию вероятности. Жаль, я ее практически не знаю, поэтому не могу предметно общаться, но гипотетически: вот Вы точно уверены, что учите чему-то вечному, незыблемому и суперправильному? Стартуете Вы, например, с понятия меры, даете ее обычное определение. А вдруг пространства с мерами вылезут через характеризацию в каких-нибудь операторных алгебрах или в чем-то подобном? Или, я не знаю, возьмем интеграл Лебега. Вы начинаете с индикаторных функций, простых функций, их супремума, ну и в конечном счете распространения на весь класс интегрируемых по Лебегу функций (или какую-нибудь подобную эквивалентную конструкцию). А вдруг пространствам интегрируемых функций можно дать однозначную (с точностью до изоморфизма) характеризацию, как начальных объектов в некоторых категориях? Например, для
(
) это делается так: берем банаховы пространства
и
, определяем их прямую сумму
относительно нормы
. Теперь образуем категорию
с объектами - тройками
, где
- банахово пространство,
- его элемент с нормой
, а
- что-то в духе "диагонального" отображения
, такое что
. Стрелки в
это по-сути стрелки в категории банаховых пространств, просто не все, а с дополнительными свойствами (когда я читал вторую главу Маклейна, мне очень понравилась эта идея в параграфе о категории запятой - по сути выделяем из "большой" категории интересные нам стрелки). Тогда
(где
- функция, тождественно равная единице, а
- специальным образом определенный изометрический изоморфизм) - суть просто начальный объект в категории
! А если взять
, то единственная стрелка (объект-то начальный) из
в
(где
- среднее арифметическое, а само
- это просто поле, над которым мы работаем,
или
) будет интегральным оператором
! Этот сюжет кажется мне невероятно красивым! Здесь нету всей этой, справедливо кажущейся довольно искусственной, конструкции интеграла Лебега. К тому же такой подход может дать общее представление о том, как выстраивать интегрирование в более сложных пространствах функций. Но почему-то система образования со ступенчатыми функциями и их супремумами права, а я с категориями и их начальными объектами - нет. Но ладно бы, эта система образования просто рассказывала бы мне конструкцию интеграла Лебега. Так нет же! Она заставит меня делать домашние задания до ночи, лишит меня свободного времени, будет угрожать отчислением, потом отчислит меня, стигматизирует таких как я, отчисленных, как каких-то умственно неполноценных, а потом встанет на табуреточку морального превосходства и будет меня учить жизни: "Как же ты посмел не сдать зачет, в тебя тут ресурсы общество вкладывало, а ты такой ленивый эгоист, не хочешь учиться. Зачем тогда вообще поступал и тратил наше время?". Ну дурость же.
Если бы Вы преподавали матлогику, я бы Вас спросил, "а уверены ли Вы, что это правильно изучать
, а не, например, полиморфное лямбда-исчисление высшего порядка с зависимыми типами?". Если бы преподавали алгебру, я бы спросил: "а почему Вы рассказываете явную конструкцию группы Гротендика, а не вводите ее через ее функториальные свойства (как левый сопряженный к забывающему из абелевых групп в коммутативные моноиды)?". И это очень-очень длинный список, который непонятно, заканчивается ли вообще или нет.
Кстати говоря, литература сюда же
В самом деле, все эти списки
обязательной (!) (а не просто рекомендованной) литературы, всякие там обязательные сочинения, стихи, "правильные" точки зрения авторов - все это вписывается в этот контекст, о котором я писал выше. Сюда же морализаторства по поводу того, кто что обязан и не обязан читать, кто культурный, а кто нет. Такая же дурость, по-моему. (Ладно хоть мне повезло со всем этим) [
berenika, если что, это не в Ваш огород камень, а то подумаете еще... К Вам конкретно у меня максимально положительное отношение
]