в книге Фихтенгольц Курс дифференциального и интегрального исчисления, т. 1, гл. V, п. 180, с. 386, на рис. 101 проиллюстрирован геометрический смысл дифференциала и частных дифференциалов.
Вложение:
(Фихтенгольц т 1 с 101).jpg [ 127.98 Кб | Просмотров: 0 ]
Показана поверхность

(в клеточку). Чтобы не возиться с изысканным шрифтом Фихтенгольца, переобозначим ее

. Заштрихованная плоскость - касательная к поверхности в точке

, ее переобозначим

. Придав переменным приращения

, получим точку

, где

,

.
Проведем через точку

плоскость

параллельно плоскости

. На рисунке это непоименованная плоскость, намеченная штриховыми линия ми, в которой лежат точки

. Ниже мы скажем, что это за точки.
Точка

есть проекция точки

на плоскость

. Очевидно, что

, и это полное приращение функции.
Отметим в плоскости

точку

. Перпендикуляр к плоскости

, проведенный в точке

, пересекается с поверхностью

в точке

, где

. Таким образом,

- частное приращение функции, соответствующее приращению

.
Перпендикуляр к плоскости

, проведенный в точке

, пересекается с касательной плоскостью

в точке

, где

- частный дифференциал по переменной

.
Аналогично отметим в плоскости

точку

. Перпендикуляр к плоскости

, проведенный в точке

, пересекается с поверхностью

в точке

, где

- частное приращение функции, соответствующее приращению

. Правда, при взгляде на верхнюю часть рисунка непросто понять, что точки

и

имеют одну и ту же ординату. Нужно опустить взгляд в координатную плоскость, благо автор любезно провел нужные перпендикуляры.
Перпендикуляр к плоскости

, проведенный в точке

, пересекается с касательной плоскостью

в точке

, где

- частный дифференциал по переменной

.
Недостаток данного рисунка, по моему мнению, заключается в том, что из него совсем не очевидно важное равенство

которое следует из дифференциального исчисления:

.
Чтобы убедиться, что оно выполняется, нужно приложить к рисунку линейку с делениями. Возможно, автор просто не хотел загромождать и без того сложный рисунок лишними перпендикулярами.
Вопрос: попадался ли уважаемым участникам в каком-нибудь учебном пособии рисунок, на котором это важное равенство подчеркнуто? Если Вы читаете студентам эту тему, считаете ли Вы нужным подчеркивать это равенство графически?