в книге Фихтенгольц Курс дифференциального и интегрального исчисления, т. 1, гл. V, п. 180, с. 386, на рис. 101 проиллюстрирован геометрический смысл дифференциала и частных дифференциалов.
Вложение:
(Фихтенгольц т 1 с 101).jpg [ 127.98 Кб | Просмотров: 0 ]
Показана поверхность
(в клеточку). Чтобы не возиться с изысканным шрифтом Фихтенгольца, переобозначим ее
. Заштрихованная плоскость - касательная к поверхности в точке
, ее переобозначим
. Придав переменным приращения
, получим точку
, где
,
.
Проведем через точку
плоскость
параллельно плоскости
. На рисунке это непоименованная плоскость, намеченная штриховыми линия ми, в которой лежат точки
. Ниже мы скажем, что это за точки.
Точка
есть проекция точки
на плоскость
. Очевидно, что
, и это полное приращение функции.
Отметим в плоскости
точку
. Перпендикуляр к плоскости
, проведенный в точке
, пересекается с поверхностью
в точке
, где
. Таким образом,
- частное приращение функции, соответствующее приращению
.
Перпендикуляр к плоскости
, проведенный в точке
, пересекается с касательной плоскостью
в точке
, где
- частный дифференциал по переменной
.
Аналогично отметим в плоскости
точку
. Перпендикуляр к плоскости
, проведенный в точке
, пересекается с поверхностью
в точке
, где
- частное приращение функции, соответствующее приращению
. Правда, при взгляде на верхнюю часть рисунка непросто понять, что точки
и
имеют одну и ту же ординату. Нужно опустить взгляд в координатную плоскость, благо автор любезно провел нужные перпендикуляры.
Перпендикуляр к плоскости
, проведенный в точке
, пересекается с касательной плоскостью
в точке
, где
- частный дифференциал по переменной
.
Недостаток данного рисунка, по моему мнению, заключается в том, что из него совсем не очевидно важное равенство
которое следует из дифференциального исчисления:
.
Чтобы убедиться, что оно выполняется, нужно приложить к рисунку линейку с делениями. Возможно, автор просто не хотел загромождать и без того сложный рисунок лишними перпендикулярами.
Вопрос: попадался ли уважаемым участникам в каком-нибудь учебном пособии рисунок, на котором это важное равенство подчеркнуто? Если Вы читаете студентам эту тему, считаете ли Вы нужным подчеркивать это равенство графически?