2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1 ... 5, 6, 7, 8, 9, 10  След.
 
 Re: Рекомендуем художественные книги
Сообщение04.12.2021, 13:32 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4639
Жвалевский, Пастернак. Я хочу в школу!
https://knizhnik.org/andrej-zhvalevskij ... v-shkolu/1
Горячо рекомендую, читается на одном дыхании!
От авторов писал(а):
Мы давно хотели сказать большое спасибо нашим учителям и очень рады, что такой повод представился.

Лучший способ сказать спасибо — написать книгу.

Дорогие учителя!

Те, кто вопреки всему не растерял умение слышать, те, кто в перерывах между внеклассными мероприятиями и заполнением бумажек, еще способен преподавать, те, для кого «педагогика» — это не название давно забытого предмета, сданного в вузе, а жизнь…

Дорогие! Спасибо вам за то, что вы есть! Спасибо вам за то, что вы делаете!

И когда вы в очередной раз подумаете: «Уволюсь! Нет больше сил!», пожалуйста, возьмите в руки эту книжку. Мы бы очень хотели, чтобы она помогла вам остаться в школе. Потому что на вас вся надежда…

 Профиль  
                  
 
 Re: Рекомендуем художественные книги
Сообщение27.04.2022, 17:12 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8072
Автор: Софья Радзиевская
Название: Остров мужества
Жанр: детская, приключенческая, историческая литература

В основе книги реальная робинзонада трех поморов XVIII века, вынужденных шесть лет (!) провести на одном из островов Шпицбергена (документальное описание этих событий можно найти здесь). Избушка им досталась готовая, а вот все остальное пришлось добывать из подручных средств. Это на заполярном острове, где даже деревья не растут. Несмотря ни на что, они выжили (двое из троих) и сохранили человеческий облик.

Чтобы книга была интереснее юным читателям, автор делает Ивана Химкова, самого молодого участника робинзонады, ребенком, и рассказывает историю через призму его переживаний. Реальному Химкову на момент начала событий было 23 года. Но это, кмк, простительная литературная вольность.

Книга написана увлекательным живым языком. В него органично вплетены слова поморского диалекта (например, белый медведь именуется по-местному ошкуем). Колорита добавляют обильные бытовые детали. Можно, например, узнать, как устроена ловушка на песцов и как поморы справлялись с блеском белого снега полярным днем. Речь героев в меру стилизована: может быть, они говорят и не как настоящие поморы XVIII века (это, наверное, было бы тяжело читать), но и не совсем как современные горожане.

В общем, я бы подсунул эту повесть ребенку со здоровым интересом к путешествиям и приключениям. Читается заметно легче Обручева или Жюля Верна, не говоря о Дефо: все-таки книга писалась как детская. Хотя и взрослому человеку она тоже прекрасно подойдет в категории "что-нибудь легкое перед сном".

И еще мне кажется, что российские земплепроходцы, путешественники и робинзоны слабовато представлены в художественной литературе. Тем ценнее те немногие книги, которые о них есть.

 Профиль  
                  
 
 Re: Рекомендуем художественные книги
Сообщение07.05.2022, 18:34 


05/08/18
112
Москва
Предлагаю читать Ивана Ефремова. Мне его книги нравятся

 Профиль  
                  
 
 Re: Рекомендуем художественные книги
Сообщение24.05.2022, 22:52 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8072
Автор: Владимир Орлов
Название: Альтист Данилов
Жанр: магический реализм

Не спрашивайте меня, почему я только сейчас добрался до этой книги. Хобби у меня такое – полжизни мимо знаковых книг проходить. А книга – да, знаковая.

Конечно, дело уже не в демоне, совмещающем московский быт с купанием в молниях. Сегодня мы досыта накормлены магическим реализмом, сюрреализмом и всеми прочими измами, а равно городским фэнтези всех мастей. Хотя могу себе представить, какое впечатление фолиант о демоне-интеллигенте в джинсах произвел в год публикации (1980-й), когда и научная-то фантастика выходила тоненькой струйкой, и в основном в виде рассказов.

Эта книга пережила свою новизну, но сохранила значительность. И дело не только в литературных достоинствах «Альтиста», хотя они велики. О, этот великолепный певучий язык, эта искристая, почти булгаковская ирония. Просто приведу несколько цитат.
Цитата:
Привратница Полина Терентьевна, движением души удлинив шею, глядела ему вслед.
Цитата:
В библиотеке театра книг по минералогии не оказалось, хотя у них на основной сцене и шел когда-то «Каменный цветок».
Цитата:
В троллейбусе дамы на инвалидных местах были уверены, что синий бык явился не к добру. «Вот увидите, – сокрушалась одна из дам, – сильное наводнение случится в Африке… Или у нас творог подорожает…
В общем, будь в этой книге только язык и юмор, ее уже стоило бы прочесть. Но она много больше, чем юмореска.

«Домой, в семьдесят восьмой»

«Альтист Данилов» – памятник эпохе. Год действия (1972-й) прямо указан автором в примечаниях. Да и обилие точных деталей в облике хоть Москвы, хоть политической карты мира позволило бы датировать события романа.

Быт интеллигенции того времени выписан в тексте скрупулезно, почти дотошно. Вот, например:
Цитата:
Книг Наташа имела немного, но все они были Данилову знакомые и приятные, а двум – «Сомову» и «Грюневальду» – Данилов позавидовал, он их ловил уже год.
Тем, кто опоздал пожить в СССР, вряд ли и в голову приходит, что книги приходилось ловить, доставать, находить через десятые руки.

Но эпоха – это не столько быт, сколько люди, нравы. Орлов воздвиг монумент уходящему подвиду советских интеллигентов.

Этот памятник – сам Данилов, альтист театрального оркестра 34 лет отроду. Бессребреник, с неприязнью оглядывающийся на «проныр и доставал». Болезненно совестливый и понимающий долг хорошего человека как «пусть всем будет удобно за мой счет». Не умеющий окоротить нахала и стряхнуть с шеи паразита. Нынешний психолог сказал бы: неумение отстаивать границы. Поверхностный наблюдатель заявит: «Да он просто бесхребетный слюнтяй».

Но это чересчур поспешный вывод. Когда дело идет о главном – а главное для Данилова музыка и любовь к Наташе – он ставит на карту свою жизнь, но не отступает. Это его кредо и кредо людей его закваски: уступать в малом, неважном, но не предавать себя. Я бы поаплодировал, если бы жизнь не состояла на 90% как раз из этого «малого и неважного». Впрочем, кто я такой, чтобы судить?

Данилов, будь человеком

Так или иначе, есть причина, по которой Данилов несомненно достоин аплодисментов. Дело в том, что он не только человек. Он еще и могучий демон. Перенестись в любую точку мира, устроить стихийное бедствие, заглянуть в будущее или стереть человеку память – для него раз плюнуть (точнее, раз сдвинуть пластинку браслета). И при этом он стоит в очередях, терпит карьеристов и трамвайных хамов, берет деньги в долг и достает книги через знакомых. Зачем? Затем, что настойчиво, отчаянно пытается быть человеком, а не демоном. В каком-то смысле книга о ежедневном, неотступном поддержании в себе человека. Не этот ли модус операнди завещан нам чуть ли не всеми подряд классиками?

(Авторы вопроса «почему орлы просто не отнесли кольцо к Ородруину по воздуху» здесь могли бы спросить: почему Данилов, раз уж он такой добрый и могучий, не осчастливит чем-нибудь человечество. Отвечаем: потому что он демон, ему вообще-то положено людям вредить. И есть над ним строгое начальство, которое и так вызывает его на ковер за саботаж служебных обязанностей. А уж если б он попытался добро причинять направо и налево, тут-то ему и по рогам, и по копытам досталось бы).

Эта книга – гимн человечности. Негромкий, скромный, но исполненный вкуса и достоинства. В этом роман похож на своего героя.

Иногда все же заговаривайте с неизвестными

Понятно, что «Альтист Данилов» ни при каких обстоятельствах не мог избежать сравнений с «Мастером и Маргаритой». И так же понятно, в чью пользу будут эти сравнения. Владимир Орлов, видимо, принимал как неизбежность, что читатели будут просто-таки за уши втягивать его в безнадежную литературную дуэль с Булгаковым. Я не считаю это навязанное соревнование честным и не стану пинать хорошего писателя за «покушение на святое». Но о некоторых коренных различиях двух московских мистических романов стоит поговорить.

Монументальный шедевр Булгакова, при всех его сатирах и парадоксах, феноменально убедителен. Настолько, что, гуляя на Патриарших, нет-нет и оглянешься: не сидит ли под липами некий иллюзионист. Думаю, дело не только в таланте писателя, но и в том, что мистическая линия «Мастера и Маргариты» дана штрихами, намеками. Здесь нет дантовой топографии ада, иерархии ангельских чинов, вообще хоть какой-нибудь системы. Булгаковская мистика – неясные контуры, проступающие из тьмы. Незавершенное выглядит незавершаемым, уходящим в бесконечность, и где-то там, в бесконечности, скрываются настоящие Дьявол и Бог. И потому скупые веские фразы Воланда в его кратком диалоге с Левием Матвеем кажутся столь насыщенными, что в них доныне ищут отголоски учений то гностиков, то Григория Сковороды. А еще – каждый ребенок, в панике мчавшийся к кровати после щелчка выключателя, знает, что темнота страшнее любой выдумки: в нее нельзя не поверить.

А вот Девять Слоев, тщательно в романе Орлова прописанные, выглядят городком в табакерке. Изящная игрушка, любовно выдуманная блестящим умом, но именно что игрушка и выдуманная. А потому едва ли, прогуливаясь в останкинских дворах, кто-нибудь оглянется в поисках демона Данилова. Это не упрек писателю: едва ли он и ставил себе такую цель.

И еще. В романе Булгакова все темы – любви, смерти, творчества, выбора – звучат с напором бахова органа, прорываются в надчеловеческое, к богам, дьяволам, небесам. В «Альтисте Данилове» темы в общем-то те же – и любовь, и смерть, и выбор, и творчество – но все они, кроме последней, звучат тихо, лирично. Пожалуй, слишком тихо: нет прикосновения к вечности. Нет ощущения, что действие происходит везде и всегда, что рядом исток, метанарратив, история историй. Может быть, этого и не хватает этой прекрасной книге, чтобы называться великой.

Cфера музыки и музыка сфер

Но да – творчество. Музыка. Возможно, именно ее, а вовсе не Данилова и не Москву 1970-х, стоит назвать главным героем романа. Здесь автор уже не развлекает читателя, не играет и не иронизирует – он вслед за своим альтистом изо всех сил стучится в небо. Одна из самых сильных линий романа – история скрипача, которого борьба с непокорным звуком привела в окно, в Великую тишину. И эпизод с другим музыкантом, распознавшем сверхъестественную силу в своем коллеге Данилове и упавшем на колени, умоляя дать ему тот звук:
Цитата:
- Я любую расписку дам, самую страшную, кровью так кровью, - сказал Николай Борисович, - душа моя нужна, так возьмите душу, жизнь - так жизнь, муки я должен потом претерпеть или дело какое исполнить, извольте, я согласен! Только утолите мои желания!
И если в быту Данилов все-таки иногда позволяет себе попользоваться демоническими возможностями, чтобы, например, полакомиться седлом барашка (да «из самой Софии, а не с площади Маяковского, где даже и воля Данилова не могла бы помешать седлу барашка возникнуть из вареной говядины, а то и из пришкольного кролика»), то в музыке он принципиально, бескомпромиссно – человек. И в большого музыканта вырастает по-человечески, через труд, через муки, через сомнения. И, скромный до самоуничижения в оценке любых своих достоинств и прав, уважает и чтит в себе – музыканта. Музыка оправдывает Данилова перед вечностью, дает ему право голоса, выпрямляет его спину.

Это его в конце концов и… погубит или спасет? А вот прочтите (если еще не читали), тогда и узнаете.

 Профиль  
                  
 
 Re: Рекомендуем художественные книги
Сообщение27.05.2022, 15:47 
Аватара пользователя


11/06/12
10390
стихия.вздох.мюсли

(Anton_Peplov)

Надеюсь, вы разместили такую яркую рецензию не только здесь, где её прочтут полтора математика, из которых один уже читал книгу, но и где-нибудь ещё. На Фантлабе, к примеру.

 Профиль  
                  
 
 Re: Рекомендуем художественные книги
Сообщение06.08.2022, 15:21 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8072
Автор: Арсений Семёнов
Название: Землепроходцы
Жанр: исторический роман

Семёнов погружает читателя в кипучую эпоху освоения Дальнего Востока на рубеже 17-18 веков. Время идущих встречь солнцу ватаг, когда сотня-другая казаков приводила под государеву руку земли размером с европейские страны. Мир крошечных острогов посреди тайги, где до царя как до неба, поэтому каждый воевода или даже приказчик сам себе царь. Мир героизма и грабежа, пьяного разгула и сдержанного мужества.

Главное достоинство книги - обилие бытовых деталей. Коряки, с радостью отдающие целую упряжку оленей за железный нож. Ссыльные поляки - дети военнопленных Алексея Михайловича - работающие в Якутске столоначальниками благодаря драгоценному умению читать и писать. Единственный на всю Камчатку священник, которого ждут, чтобы он покрестил невесту и сразу же обвенчал ее с женихом. Ительмены, считающие, что ружейный огонь вылетает у казаков изо рта, и разрывающие могилы, дабы убедиться, что белые пришельцы смертны. Семёнов, много лет руководивший Корякским окружным и Камчатским областным музеями, владел материалом как никто.

К сожалению, блестящий фактолог оказался весьма средним писателем. Язык из разряда "ни плохо, ни хорошо". Ругать как будто и не за что: лёгкий, беглый, лишь кое-где испорченный канцеляритом. Но и без особой выразительности, образности. Перо крепкого мастерового, а не художника. В книге немало сцен с огромным драматургическим потенциалом, но раскрыт он только в одной (не буду говорить, в какой).

Впрочем, не будем слишком придирчивы. Книга увлекательна и познавательна, что и требуется от исторического романа. А кроме того, она по мере сил закрывает огромное белое пятно в нашей романистике. История освоения американского Дикого Запада породила целый жанр - вестерн. Если не считать эпического "Тобола" Алексея Иванова, то история освоения бескрайней азиатской России породила сочинения нескольких беллетристов второго ряда. Что ж, стоит читать хотя бы их. Ведь, будем честны, историю большинство из нас представляет по романам, а не по учебникам.

 Профиль  
                  
 
 Re: Рекомендуем художественные книги
Сообщение08.08.2022, 17:29 


05/08/18
112
Москва
"Город наверху" и "Принцы в башне" (Кир Булычёв) - прекрасные книги

 Профиль  
                  
 
 Re: Рекомендуем художественные книги
Сообщение20.09.2022, 06:12 
Аватара пользователя


13/02/18
1070
Україна, село
Название: "МЫ"
Автор: Е. Замятин
Год: 1924
Жанр: роман-антиутопия (Какой странный жанр, как оказалось...)

Скажу честно, читаю художественную литературу очень редко, дочитываю до конца еще реже, очень переборчив. Никогда намеренно не смотрю описания перед прочтением, поэтому сюжет рассказывать не буду, может еще люди есть, которым не нравится эти, так называемы "спойлеры". Произведения само мне многим не понравилось, но оно попало в список тех, которые дочитал до конца, все таки, если убрать то что не понравилось, какие занимательные миры мистер Замятин сочинил! И это много значит для меня, а по сему, как увидел соответствующею тему на форуме, решил оставить сообщение.

П. С. Если кто знает такие, пафосную, театральную, эпическую художественную литературу в общем, отвлеченную от быта, я бы не прочь посмотреть, мож дочитаю до конца что-нибудь.

 Профиль  
                  
 
 Re: Рекомендуем художественные книги
Сообщение25.09.2022, 07:02 
Аватара пользователя


14/12/17
1472
деревня Инет-Кельмында
George Orwell, Homage to Catalonia - я случайно наткнулся. Почитайте (послушайте) именно сейчас, сразу после Ремарка.
Это про "Гренада, Гренада, Гренада моя!", гражданскую войну в Испании.

 Профиль  
                  
 
 Re: Рекомендуем художественные книги
Сообщение28.09.2022, 01:38 
Аватара пользователя


13/02/18
1070
Україна, село
А мне постоянно, везде, где ни спрашиваю чете почитать и говорю что нравится с литературы — советуют почитать произведение мистера Орвелла, а я не могу его почитать, вот вышеупомянутый роман Замятина нормально прочел, быстро, а вот Орвелл — не читается, уже лет пять думаю прочесть, и никак не прочту. Хотя, со скуки полной, мож когда-то и прочту... И зачем мне, читать о войне то? :facepalm: Это совсем лишнее... (Ну если это Вы мне предлагали, прочесть все эти вышеупомянутые вещи.) Тем более мне такое не нравилось никогда, ну если только эпическое, читал немного когда-то "Война и мир", Л. Толстого, не понравилось, много быта... А вот например "Энеида", "Илиада", "Одиссея" — вот это да! Там много что не нравится, зато как эпично все! И совсем-совсем не глупо.
Ну песню эту, о "Гренаде" послушал — не понравилась если бы не сказать по другому, с такого "ретро" — слушаю Высоцкого иногда (это с русскоязычных исполнителей, у него есть шикарные песни о моей любимой теме, холодной войне).
Думаю почитать В. Шекспира, просто недавно читал Википедии и Анна Кюрри (Anne Curry) по Столетней Войне, если быть точней, по битвах Столетней Войны, а также по влиянию римских дорог на так называемую "малую торговлю" и тому подобное. Очень интересно было читать хронистов того времени (точней это были: Enguerran Monstrelet, Jean Waurin и Jean Le Fèvre), они все описывали довольно в таком духе, эпическом, естественно они были христианскими "зеалотами", верили в загробную жизнь и все такое, или как это называется. Много религии в общем, но стиль мне их нравиться, он не как сказать, не бытовой. Большинство бытовых деталей они просто пропускали.
Да, читал Гете "Фауст" несколько раз — после второго прочтения, не понравилось. Озабоченое произвидение какое-то...

 Профиль  
                  
 
 Re: Рекомендуем художественные книги
Сообщение28.09.2022, 15:53 
Аватара пользователя


30/04/19
235
Для любителей детективов - "Атомный поезд." Д. Корецкий. Двухтомник.

 Профиль  
                  
 
 Re: Рекомендуем художественные книги
Сообщение29.09.2022, 01:32 


05/09/16
11519
frostysh в сообщении #1565527 писал(а):
а вот Орвелл — не читается, уже лет пять думаю прочесть, и никак не прочту.

1984 обязательно почитайте. Я перечитывал в начале марта с.г., хорошо так зашло. Пришлось правда читать в переводе, почему-то в оригинале заходило не так гладко.

-- 29.09.2022, 01:35 --

frostysh в сообщении #1565527 писал(а):
вот например "Энеида", "Илиада", "Одиссея" — вот это да! Там много что не нравится, зато как эпично все! И совсем-совсем не глупо.

На эту тему порекомендую Божественную комедию.

 Профиль  
                  
 
 Re: Рекомендуем художественные книги
Сообщение29.09.2022, 13:57 
Заслуженный участник


02/08/11
6892
Панчин — Гарвардский некромант

Не самый плохой рассказ, дебют автора, по стилю напомнил некоторые вещи Лема.

 Профиль  
                  
 
 Re: Рекомендуем художественные книги
Сообщение29.09.2022, 15:33 
Аватара пользователя


13/02/18
1070
Україна, село
wrest в сообщении #1565624 писал(а):
На эту тему порекомендую Божественную комедию.
Читал. Не очень.

 Профиль  
                  
 
 Re: Рекомендуем художественные книги
Сообщение29.09.2022, 15:48 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8072
Раз уж "Гарвардский некромант" упомянули, расскажу о нем подробнее.

Фабула его парадоксальна, развязка неожиданна, язык неплох. Но "Гарвардский некромант" скорее игра ума интеллектуала, чем произведение художника. Этим он сильно напоминает эссе Лема из цикла "Библиотека XXI века". И, конечно, это еще и беллетризованный научпоп, как первые главы "Гарри Поттера и методов рационального мышления". Только если творение Юдковского эти рамки быстро перерастает, то произведение Панчина - нет. Впрочем, ГПиМРМ по объему сопоставим с "Войной и миром", а "Гарвардский некромант" - что-то среднее между большим рассказом и маленькой повестью.

Повествование выстроено как интервью с ученым, случайно открывшим что-то вроде черной магии. Кто и почему его интервьюирует - раскрывается в конце. В этом вымышленном интервью иные реалии научной работы раскрываются лучше, чем в большинстве реальных интервью с учеными. Потому что журналисты не знают, какие вопросы задавать, а Панчин, старший научный сотрудник Института проблем передачи информации, знает. Кроме того, в рассказе упомянуто много любопытных реальных фактов. Например, публикации в Nature о проверке "паранормальных" эффектов, или биологические открытия, в которые сначала никто не поверил, а потом за них присудили пару нобелевских премий.

В общем и целом, "Гарвардский некромант" - занимательное чтение для тех, кто любит игры ума и интересуется методологией науки, причем не измышлениями философов, а тем, как наука работает на практике.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 137 ]  На страницу Пред.  1 ... 5, 6, 7, 8, 9, 10  След.

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group